Председатель правительства Дмитрий Медведев поручил правительству подготовить программу поддержки туроператоров, которые пострадали от прекращения авиасообщения с Египтом. По информации «Интерфакса» со ссылкой на вице-премьера Аркадия Дворковича, в настоящий момент в правительстве оценивают потери и проблемы, которые возникли у туроператоров и всей отрасли в целом. Дворкович также сообщил, что структура программы поддержки будет зависеть от туристов: как много из них согласятся изменить маршрут поездки, а кто потребует возврат денег. Во вторник в правительстве прошло совещание с представителями туристической отрасли, где и обсуждались эти вопросы.
По информации газеты «Коммерсантъ», государственная поддержка может оказаться спасительной для туроператоров, так как их потери на данный момент уже оцениваются не менее, чем в 60 миллионов долларов. Тем не менее главную проблему, потерю самого крупного и дешевого туристического направления, это не решит. Только за первое полугодие 2015 года более миллиона россиян побывали в Египте, это 19% от всех россиян, которые отправились за границу.
Доцент кафедры менеджмента и предпринимательства факультета экономических и социальных наук (ФЭСН) РАНХиГС, кандидат экономических наук Евгений Ицаков считает, что предприниматели, которые лишились такой большой части своего ассортимента, хотели бы получить компенсацию, которая бы была равна примерно той прибыли, которую они бы получили от продажи этих туров. «Если государство это сделает, то значит туроператоры будут чувствовать себя вполне хорошо, раз они не прикладывая усилий получили те деньги, которые хотели. Может ли государство сейчас оказать такую поддержку — это большой-большой вопрос. Надо понимать, какие возможности есть у государства, насколько оно готово поддержать туроператоров в таком объеме, как будет оцениваться этот объем, то есть будут ли приниматься заявки от туроператоров на поддержку, или государство само решит, например взяв данные от предыдущего года и так далее», — предполагает Ицаков.
«Еще есть такой момент — насколько государство должно оказывать такую поддержку. То есть если мы приводим такую зависимость: теракт есть следствие действий вооруженных сил России в Сирии, значит, наверное, государство несет в какой-то степени ответственность за закрытие неба, за сам этот инцидент, и в таком случае оно должно, наверное, что-то компенсировать. Если же это просто казус, и государство реагирует постфактум, закрывая небо, потому что это стало опасно по определенным причинам, то, наверное, тут вины государства никакой нет, никаких последствий правовых быть не может, и значит государство не должно помогать. То, что оно помогает, — это его добрая воля, и соответственно, оно может помочь в любом объеме», — рассуждает эксперт.
Он считает, что в сложившейся ситуации очень многое зависит от доброй воли обеих сторон: «Возможно, государство окажет помощь тем, что сделает дисконт, например, в 30%, так бывает. Очень сложно сказать, какой объем необходим, потому что есть желаемый объем, который туроператоры хотели бы получить, он эквивалентен той прибыли, которую они получали. Некий минимальный объем — это то, что поможет им покрыть свои операционные издержки, сохранить свою возможность функционирования бизнеса, но в каждом бизнесе разный уровень безубыточности. Для кого-то 30% от цены тура обеспечивает функционирование предприятия, у кого-то — 70%. Все зависит от конкретного бизнеса»,— считает Ицаков.
По его мнению, ключевую роль все же сыграет желание или нежелание государства помочь этой отрасли, возможно, определенную роль сыграет и присоединение Крыма к России. «Сейчас стоит задача загрузки мощностей крымских отелей, крымских операторов, и возможно государство не будет очень сильно заинтересовано в поддержке туроператоров, традиционно специализирующихся на зарубежном направлениях. Возможно, оно будет рассчитывать на то, что ввиду этого инцидента российские туристы переориентируются на Крым, курорты Краснодарского края, Сочи, Геленджик, и будут ездить отдыхать туда. Может быть наши чиновники от туризма в глубине души и предполагают, что нынешняя ситуация может принести какие-то положительные явления для туристического сектора», — говорит доцент академии.
Во вторник глава администрации президента Сергей Иванов заявил, что авиасообщение с Египтом приостановлено минимум на несколько месяцев. Евгений Ицаков не исключает, что это потянет за собой очередные банкротства туроператоров: «Маржинальность туроператоров снижается колоссальными темпами все время. С развитием электронных систем бронирования, которые позволяют туристу самому выбрать что-то выбрать, маржинальность туристического бизнеса резко пошла вниз. Гостиницы начали заполняться туристами со всего мира без посредничества турагентсв, туроператоров, а через электронные системы бронирования. Авиакомпании уже последние лет десять существенно сокращают комиссию для туроператоров и турагентств. То есть если это начиналось с того, что комиссия была по 10-15% с каждого авиабилета, то сейчас это 2-3%, а некоторые авиакомпании вообще не дают комиссию», — поясняет он, добавляя, что в условиях постоянного снижения маржинальность этого бизнеса, вполне можно ожидать новых разорений, и не исключено, что это коснется крупных компаний.
Профессор кафедры менеджмента и сервиса Института отраслевого менеджмента (ИОМ) РАНХиГС Галина Дехтярь считает, что главный вопрос вовсе не в потере Египта как туристического направления, а в том, выживут ли туроператоры после всех тех потерь, которые будут в связи с остановкой авиасообщения с Египтом. «Перспективно мы можем сказать, что это направление будет, и разговор идет о том, что это мероприятия только на какой-то период, до тех пор, пока не будут получены результаты обследования лайнера, не будет ясна причина катастрофы, а также не будут выполнены новые реальные нормы безопасности при организации перевозки туристов. То есть речь идет о том, что представители Российской Федерации должны находиться в аэропорту, должны помогать контролировать осмотр багажа и делать то, что делает, например, компания El Al, которая считается самой безопасной среди авиаперевозчиков», — рассуждает эксперт.
Она также отмечает, что в туристической отрасли вполне ожидаемо достаточно тяжелое настроение, но в то же время все понимают необходимость данного мероприятия и приспосабливаются к новым условиям. В каждом конкретном случае компания выбирает свой вариант, и самый корректный, с точки зрения г-жи Дехтярь, это предложение альтернативного варианта тура в другие страны. «Однако по замене можно сказать, что турист в любом случае должен доплачивать. Ни о каких апгрейдах, как сказал Барзыкин (вице-президент Российского союза Туриндустрии, прим.ред.), даже речи нет. Если это египетский отель, и стоимость тура составляет 30 тысяч рублей на человека, то когда мы видим ту же самую Турцию, или Кипр на завтраках даже с той же звездностью, то стоимость увеличивается почти в полтора раза. А если мы говорим, например, о теплом Таиланде, то в два раза. И то в Египте это будет all inclusive, а в Таиланде — тур только на завтраках. Поэтому туристу приходится доплачивать», — объясняет Галина Дехтярь. Другими вариантами является возврат части средств, или заморозка тура, в таком случае турист может воспользоваться деньгами за нереализованный тур в течение года с доплатой или без.
«Я бы сказала, что самое тяжелое бремя понесут турагенты. Это те, кто перепродают туры. С учетом сегодняшнего кризиса, высокого курса валюты, турагенты — это люди, которые остались на плаву и продолжают работать в своих фирмах только благодаря тому, что обслуживают своих друзей и знакомых. А когда друзья и знакомые попадают в такие ситуации, и турфирма понимает, что если туроператор будет возвращать деньги с учетом фактически понесенных расходов, то это получится 30-40-50% стоимости тура. То есть человек с этими деньгами уже никуда не поедет отдыхать. В этой ситуации турагенты идут и берут кредиты, чтобы выплатить полную стоимость тура. Поэтому самый пострадавший сегодня — это малый бизнес, индивидуальные предприниматели, которые работают турагентами», — считает эксперт президентской академии.
По мнению Галины Дехтярь, есть несколько вариантов господдержки, и это не только выделение средств туроператорам: «Государство может помочь, например, изменением ставки налогообложения, что реально, и это существенный аспект. Реально подписание международных договоров между, например, ассоциацией собственников отелей Египта и ассоциацией туроператоров России о том, что деньги туристов, которые находятся в оплаченных отелях заморожены и никуда не денутся. В этом тоже нужна помощь и организация».
«От помощи туроператорам зависит то количество средств, которое турагенты смогут вернуть тем туристам, у которых не хватает денег, чтобы поехать в какую-то другую страну. При этом хочу отметить, что Ростуризм рассматривает возможность вернуть полную стоимость туров в Египет малообеспеченным людям. Это коснется тех, кто взял кредиты на отдых, пенсионеров, многодетных семей и инвалидов. В таком случае возвратная составляющая должна быть полная, потому что в Гражданском кодексе существует договор возмездного оказания услуг, и там сказано, что если исполнитель отказывается от исполнения услуги, то он должен вернуть полную стоимость несказанных по договору услуг. И в данной ситуации малообеспеченным людям предполагается возвращение полной стоимости туров. Однако пока документов, подтверждающих это, нет», — заключает профессор РАНХиГС Галина Дехтярь.