В четверг стало известно, что в правительстве снова ведутся неофициальные разговоры о возможном введении прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц, то есть граждане с более высоким доходом должны будут платить и больше налог. Как сообщают «Известия» со ссылкой на свои источники, один из предлагаемых вариантов — шкала в 20%. Кроме того, параллельно ведутся разговоры и о возможном повышении налога на добавленную стоимость. По информации издания, эти изменения могут вступить в силу не раньше 2020 года.
Близкий к Министерству финансов РФ источник пояснил, что сейчас формируются цели и принципы экономической и бюджетной политики государства, к тщательной проработке налогов правительство вернется, уже определившись с приоритетами.
Доцент Национального исследовательского университета Высшая школа экономики Наталия Гусева считает, что повышение налога на доходы физических лиц может негативно отразиться на большом количестве граждан: «Эту необходимость сейчас диктует естественно экономическая ситуация, если бы она была не такая, то мы бы и дальше жили с 13%-налогом. Это сейчас основная причина», — полагает эксперт Вышки.
По ее словам, ранее уже предлагались другие варианты пересмотра налога на доход физических лиц, например, так вместе с повышением ставки предлагалось вообще не облагать налогом минимальные доходы: «Видимо, сейчас других вариантов нет. Учитывая реальное сокращение размеров заработной платы, конечно, это повышение на 7% негативно отразится на доходах людей, у которых довольно небольшой уровень заработка. Для введения повышения налога необходимо учитывать здравый смысл, фактор социальной справедливости и последствия», — считает Наталия Гусева.
Заведующий кафедрой менеджмента Высшей школы государственного управления РАНХиГС Илья Быковников напомнил, что разговоры об этом ведутся уже давно: «К этому варианту введения шкалы ровно год назад уже пытались обратиться, как и два года назад, но на мой взгляд, пока эта мера в России вряд ли будет эффективна по одной простой причине. Физически у нас по статистике количество людей со сверхдоходами за последние годы снизилось. Соответственно, по крайней мере, исходя из официальной статистики, ожидать какого-то резкого пополнения бюджета от этого не стоит», — считает он.
Кроме того, по мнению Быковникова, если ввести прогрессивную шкалу налога сейчас, после обещания президента, что НДФЛ сохранится на нынешнем уровне в 13%, то на первых порах есть риск получить обратный эффект: «Это связано с тем, что сверхдоходы будут выводиться за пределы страны и не будут попадать под налогообложение вообще. Вполне возможно, что это даже больший риск, нежели получить какие-то теневые доходы или недопополнить бюджет. На мой взгляд, вряд ли эта мера сейчас будет эффективна», — полагает эксперт академии.
При этом, говоря о причинах столь длительных обсуждений идеи введения прогрессивной шкалы НДФЛ, Быковников заметил, что здесь речь надо вести не о том, что препятствует этой мере, а о том, каковы результаты налоговой политики, которая реализуется сейчас: «По налогу на доходы физических лиц в России уже сложилась более или менее стройная, даже можно сказать эффективная система обложения. Более того, если сейчас будут какие-то изменения, то опять-таки возникнет вопрос с администрированием этого налога, с изменением форм декларации и форм отчетности, которые подают физические лица. Кроме того, возникнет следующий вопрос, связанный с вычетами, налоговой базой и так далее, которые тоже уже устоялись в России. Скорее здесь не столько препятствия, сколько вопрос целесообразности изменения базы, которую в течение нескольких лет пытались гармонизировать и приводить в соответствие с действующим, по крайней мере, трудовым законодательством», — заключил эксперт РАНХиГС.
Его коллега, профессор Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС, доктор экономических наук Людмила Дуканич в беседе с «Полит.ру» обратила внимание на то, взимание налога по прогрессивному типу — это общепринятая мировая практика подоходного обложения физических лиц: «Она у нас была раньше, но мы перешли на пропорциональный тип, то есть с резидентов одна ставка, независимо от уровня доходов, это 13%. На мой взгляд, это была временная мера, которая была вызвана желанием вывести заработные платы из тени. Раньше максимальная ставка у нас была 30%», — напоминает Дуканич.
«Я думаю, что установление максимальной ставки в 20% служит какой-то гарантией того, что бегство в тень плательщиков этого налога, получающих высокий доход, не будет сильным. То есть может что-то и будет, но поднятие ставки для высоких доходов не окажет сильного негативного влияния. А переход на прогрессивный тип налогообложения — это, на мой взгляд, правильное решение, которое соответствует принципам справедливости, которое реализуется в налоговых системах цивилизованных стран», — уверена профессор академии.
Напомним также, что руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич еще полгода назад прогнозировал, что Россия вернется к прогрессивной шкале подоходного налога: «Если повышать налоговую нагрузку, то наиболее правдоподобный вариант — вернуться к прогрессивной шкале подоходного налога. Хотя я не думаю, что выигрыш будет большой. Некоторые депутаты ранее предлагали это почти как панацею от всех наших проблем. На самом деле здесь что-то можно дополнительно получить от возврата к прогрессивной шкале подоходного налога, но очень немного».