Рубль продолжает падение, что накануне Нового года сказывается, помимо всего прочего, и на российских туристах, запланировавших отдых в новогодние праздники. Основным последствием обвала рубля стало резкое и весьма ощутимое повышение цен почти во всех сегментах экономики. В частности, цены в рублях выросли и на составляющие отдыха за границей: подорожали авиабилеты, проживание и все прочие услуги.
Как сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на директора направления отелей в DaTravel.com Федора Егорова, валютные колебания, которые наблюдаются в последние месяцы, уже привели к тому, что за прошедший год, с прошлого по нынешний декабрь, проживание в гостиницах за границей для россиян подорожало в среднем на 30%. При этом цены на проживание в российских отелях и гостиницах не столь зависимы от курсовых колебаний, и потому не растут такими темпами.
Впереди почти двухнедельные новогодние праздники, и наблюдается тенденция, что туристы хоть и не отказываются от отдыха совсем, все же стремятся по возможности сделать его более экономным. Например, россияне, предпочитающие самостоятельное планирование своих поездок, то есть без помощи турагентов, пытаются бронировать и оплачивать свое проживание в зарубежных гостиницах, отелях и частных квартирах заблаговременно. Таким образом, они пытаются застраховать себя от дальнейшего падения курса рубля по отношению к европейской валюте и к доллару.
Например, фрилансер Дарья Ильяшенко ужа давно сама организует свой отдых и путешествия, и ее можно смело отнести к тому самому типу «самостоятельных путешественников». По ее словам, россиянам, которые запланировали поездки в Европу в ближайшее время, это окажется весьма затратно: «За границей обвал рубля чувствуется сразу: если в России цены растут постепенно, потому что пока люди, которые закупают товары в евро, поднимут цены в рублях, проходит время. А я сразу покупаю в евро, и цены для меня растут каждый день», - рассказывает Дарья Ильяшенко. «Я уже больше месяца нахожусь за границей, и за это время я прямо сильно обеднела. Большая часть денег у меня была с собой на рублевой карте, но надо было сразу все переводить в евро, потому что накопления тают каждый день», - объясняет она, отмечая, что работая с россиянами удаленно, ей теперь приходиться переводить своих клиентов на оплату работы в евро, что совсем не выгодно заказчикам.
На вопрос о том, может ли затянувшееся падение рубля и нестабильное экономическое состояние повлиять на ее планы в вопросе выбора туристического направления, Дарья ответила утвердительно: «Да, однозначно. Европа становится очень дорогой. Скорее всего, пересмотрю свои приоритеты в пользу Азии, и дело не в том, что там нет евро, а просто потому, что там все дешевле», - объясняет она. Что касается внутреннего туризма, в перспективе она не исключает и этот вариант, но с оговорками: «Я думаю, что зачастую это может быть дороже, чем в других странах. В той же Азии точно дешевле. Плюс уровень развития этой сферы в России другой». При этом Дарья Ильяшенко отмечает, что в этом вопросе она не столь опытна. «В России другой туризм, он должен быть больше направлен на природу, а там и развития нужно меньше, а вот города у нас смотреть не очень удобно. Хотя за последние годы все стало намного лучше, и до сих пор продолжает улучшаться. Это чувствуется во многом, начиная от удобных приложений для путешественников и заканчивая названиями улиц на английском языке», - резюмирует путешественница.
Заведующая кафедрой предпринимательства и индустрии гостеприимства РАНХиГС Ирина Гончарова рассказала : «Я думаю, что направление российского туризма сейчас наконец-то повернется в сторону внутреннего туризма. Это произойдет в связи с тем, что на той неделе авиакомпании объявили о повышении цен на 12-14%, и то, что сейчас значительно изменился курс рубля и, соответственно, рост стоимости размещения тоже будет очень высоким. Думаю, у нашего внутреннего туризма есть шанс получить часть наших туристов, по крайней мере, 80% тех, кто выезжал за рубеж, теперь будут путешествовать по России», - говорит г-жа Гончарова.
На вопрос о том, что именно может привлечь россиян во внутреннем туризме, эксперт поделилась своими предположениями: «Мне кажется, сейчас это будет все-таки Сочи, потому что там в этом году было достаточно знаменательное событие, и очень многим захочется своими глазами увидеть, как изменился этот город, как изменился этот курорт. Тем более, что по телевидению идет много репортажей, и мы действительно видим, что город стал не похож на тот, в котором мы когда-то бывали», - говорит Ирина Гончарова, по ее мнению, именно это направление может привлечь российских туристов и на новогодние праздники. «Насколько я знаю, сейчас действительно очень многие сориентированы именно туда, и даже, вероятно, могут возникнуть проблемы и с билетами, и с размещением, потому что интерес к этому городу действительно большой», - делится предположениями эксперт.
Другая всемирно известная российская достопримечательность — озеро Байкал — как туристическое направление хоть и действительно популярно, причем как среди россиян, так и среди иностранных туристов, по мнению Гончаровой, все же имеет один недостаток, а именно перелет, который для многих может стать достаточно дорогим удовольствием.
Тезис о возможном росте спроса на внутренний туризм порождает резонные опасения о повышении цен, и эксперт их еще раз подтвердила. Сославшись на свой опыт, Ирина Гончарова рассказала, что единственный из инструментов маркетинга, хорошо известный российскому турбизнесу — это ценовая политика, и поэтому рост цен на проживание вполне реален. К тому же, пока на черноморском побережье не столь велико предложение, и когда туристы переключатся на российские курорты, то вполне возможно, что спрос превысит предложение, и тогда и произойдет повышение цен, и это нормально.
Однако нельзя забывать, что падение спроса российских туристов на уже привычный для многих отдых за границей ударит не только по настроению самих россиян, а куда сильнее скажется на турбизнесе, который начнет стремительно терять свою клиентуру и, соответственно, большие деньги. Ведь для многих иностранных курортов туристы из России являются ключевыми потребителями, создающими основную прибыль. Поэтому можно прогнозировать, что не желая полностью отказываться от этой статьи доходов, часть из них попытается удержать потребителя различными скидками, акциями и прочими приманками. По мнению Гончаровой, таким путем может пойти, например, Турция, которая делает оборот за счет наших туристов. «Очень лояльно относятся к русским туристам и очень ждут их летом итальянцы», - отмечает эксперт, также предполагая, что среди европейских стран, которые останутся по-прежнему открыты для туристов, будет и Австрия. По словам Ирины Гончаровой, визовой центр Австрии даже сейчас, накануне Новогодних праздников, работает очень оперативно: «Они создают условия для того, чтобы можно было подавать документы достаточно комфортно, и они довольно быстро все подтверждают», - отмечает Гончарова.