будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
социальная политика
Май 18, 2025
Хозяйство
Блохина Мария

Наутро. 18 ноября

Наутро. 18 ноября
vrachi
Детский врач. Источник: Фото: detipol5.ru

В прошедшую пятницу во втором чтении был принят проект федерального бюджета на 2015 год, согласно которому Министерство финансов существенно сокращает объем дотаций регионам на поэтапное повышение оплаты труда бюджетников, сообщает «Коммерсантъ».

Напомним, что 7 мая 2012 года, в день своей инаугурации, президент России Владимир Путин подписал ряд указов, напрямую касающихся социальной сферы. Согласно одному из них, зарплата учителей еще в 2012 году должна была сравняться со средней зарплатой по региону, а спустя несколько лет, к 2018 году, планировалось, что и зарплата работников культуры и преподавателей колледжей достигнет того же уровня. Зарплаты врачей, преподавателей вузов и научных сотрудников — превысят среднюю по региону в два раза. 

Однако сообщается, что к прежним темпам повышения заработной платы работников бюджетных учреждений планируется вернуться уже в 2016 году. К тому же майские указы президента должны исполняться на региональном уровне, и ограничение дотаций Минфином не должно сказаться на исполнении руководством регионов майских указов. В силу того, что они являются одним из приоритетных направлений, не исключено, что в регионах придется пересмотреть бюджетную политику и где-то сократить расходы.

Согласно данным Счетной палаты, на текущий год федеральные дотации на исполнение майских указов составили 120 миллиардов рублей, при этом 20 миллиардов составил нераспределенный резерв. В проекте бюджета на будущий год на те же цели предусматривается на треть меньше дотаций — 80 миллиардов рублей, при этом распределены только 60 миллиардов рублей.

Во вторник, 18 ноября, президент Владимир Путин заявил, что майские указы должны выполняться без ссылок на обстоятельства, сообщает агентство «Интерфакс». «Наша программа обозначена в майских указах, в Посланиях, и мы обязаны ее выполнять, добиваться поставленных целей», — сказал президент во время своего выступления на «Форуме действий» Общероссийского народного фронта, хотя он все же уточнил, что  в поисках решения текущих экономических проблем необходимо учитывать все конъюнктурные факторы. Владимир Путин выразил убежденность в том, что недопустимо сознательно опускать планку требований и ссылаться на обстоятельства.

Эксперт экономической экспертной группы Александр Громов считает, что решение Минфина адекватно непростой экономической ситуации в стране, которая установилась в последние несколько месяцев: «Дело в том, что сейчас замедляется рост экономики, и будет ощутимый недостаток денежных средств, поступающих в бюджет, для покрытия тех обязательств, которые были заявлены в указах президента. Ожидается, что в следующем году экономический рост будет близок к нулю, соответственно, доходы бюджета тоже либо очень незначительно вырастут, либо даже упадут», - рассуждает эксперт.

По его словам, у такого решения Министерства финансов есть и некоторые риски: «Региональные бюджеты не смогут сами потянуть те обязательства, которые имеются, потому что и сейчас многие регионы имеют высокую закредитованность, уже сейчас им трудно находить средства, несмотря на то, что сейчас они получают достаточно дотаций. У них все равно возникают трудности с покрытием своих обязательств перед бюджетниками. Риск заключается в том, что регионы не смогут полностью обеспечить бюджетников, соответственно, как минимум, не стоит ожидать роста доходов бюджетников на объявленные суммы», - считает г-н Громов. По мнению специалиста, невелика вероятность того, что рост зарплат бюджетников продолжится в 2016 году. Однако он считает, что нельзя говорить о том, что указы президента не будут исполнены: «Те обязательства по поэтапному повышению зарплат бюджетников могут быть выполнены, просто их выполнение, вероятно, будет смещено во времени», - резюмирует Александр Громов.

Директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов считает, что это адекватная мера, но в целом сложившаяся экономическая ситуация в стране выглядит не очень оптимистично: «Сейчас есть общий принцип сдерживания роста расходов. В этой связи и решения, которые направлены на увеличение расходов в части зарплат как работников федеральных учреждений, так и работников региональных учреждений, которые софинансируются из федерального бюджета. Есть общее понимание, что этот рост расходов сейчас нужно проводить разумнее, чем в предыдущие годы. Хотя выполнение указов президента от 7 мая 2012 года остается в качестве приоритетов, но тем не менее есть понимание, что в следующем году дополнительных источников дохода не появится, а наращивать объем расходов без увеличения доходов — дело неправильное.  С аналогичной ситуацией мы столкнулись в конце 2008 — начале 2009 годов, когда нам казалось, что продолжится рост доходов, и кризис нам не будет так страшен, как он оказался в 2009 году. И 1 декабря 2008 года было сделано существенное повышение денежного довольствия военнослужащим и зарплат федеральным государственным служащим, и потом мы почувствовали, что было очень сложно исполнить обязательства, взятые на себя государством из-за резкого падения доходов, которое произошло в 2009 году», - вспоминает Климанов.

«Сейчас при формировании проекта бюджета на следующий год мы более осторожно подходим к тому, чтобы продолжать рост расходов с пониманием тех рисков по доходом, которые существуют. А они существуют в связи с тем, что, во-первых, сейчас упала цена на нефть, и есть прогноз, что она будет еще ниже, и это уже заложено в бюджет. Во-вторых, сейчас возможны сокращения экспортных поставок тех же нефтегазовых ресурсов заграницу и, соответственно, поступления  доходов в бюджет будут сокращены. Могут возникнуть какие-то дополнительные расходы в связи с высокими темпами роста инфляции, причем есть риски как по доходам, так и по расходам. Все это в совокупности вызывает необходимость проведения более осторожных действий по отношению к наращиванию каких-то расходов, в том числе и связанных с финансированием роста заработных плат работников государственных учреждений».

«Сейчас в бюджет рост заработной платы бюджетников закладывается так, чтобы он рос в соответствии с инфляцией, а не выше, но мы откладываем на некоторое время дальнейшее увеличение зарплат. Здесь с одной стороны есть ряд факторов, которые говорят о том, что государство будет стремиться к тому, чтобы выполнить намеченные ориентиры по зарплатам работников разных сфер бюджетного сектора. А с другой стороны мы видим, что безудержно этот рост проводить нельзя, он все-таки имеет пределы, тем более когда все это идет в соотношении к среднему по региону уровню. И в этой связи понятно, что прежние темпы роста будут затухать в любом случае, насколько мы возвратимся к ситуации сохранения высоких темпов роста при формировании проекта бюджета 2016 года, сейчас сказать очень сложно, но имеют место и негативные опасения, и они оправданы в связи с тем, что сложившаяся экономическая ситуация не носит краткосрочного характера, а имеет более длинные горизонты. Поэтому не исключено, что с точки зрения прогноза 2016 год может не оказаться позитивным», - комментирует г-н Климанов, отмечая, что здесь гадание является неблагородным делом, потому что в кризис 2009-2010 годов никто не ожидал, что удастся так быстро его преодолеть и вернуться на показатели докризисного уровня. «За предыдущие 10-15 лет мы не испытывали ситуации, когда экономика находится в состоянии стагнации, а не роста или падения. Мы испытывали разные тенденции, но не такую, которая сложилась сейчас, поэтому предположить, что будет в 2016 году, сложно. Мой прогноз — явных поводов для оптимизма сейчас нет, но с другой стороны впадать в панику и объявлять о неспособности выполнять какие-то взятые на себя обязательства — это тоже преждевременно», - рассуждает эксперт.

Руководитель юридического направления АНО «Центр социально-трудовых прав» Сергей Саурин рассказал о том, как он видит развитие этого вопроса: «Важно подчеркнуть, что Указ не регулирует процесс ежегодного увеличения заработных плат и долю федерального финансирования, выделяемого для исполнения перечисленных предписаний, и отдает эти вопросы на откуп правительству РФ. В связи с этим говорить об исполнении или неисполнении Указа №597 в настоящее время формально некорректно, поскольку оценить его исполнение станет возможным только в 2018 году», - подчеркнул эксперт. «Во исполнение установленной обязанности правительством в ноябре 2012 года была разработана Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы. В приложениях 6 и 7 к указанной Программе были предусмотрены объемы финансирования мероприятий по повышению оплаты труда перечисленным категориям бюджетников. В соответствии с указанными приложениями суммы, перечисляемые из федерального бюджета, должны увеличиваться с каждым годом и составлять: в 2013 году – 44,4 млрд. рублей;  в 2014 году – 76,5 млрд. рублей;  в 2015 году – 119,2 млрд. рублей; в 2016 году – 199,1 млрд. рублей;  в 2017 году – 358 млрд. рублей; в 2018 году – 472,5 млрд. рублей», - отметил Саурин.

По его мнению, есть несколько причин снижению федерального финансирования, о котором сообщает «Коммерсантъ»: «Во-первых, сложная экономическая ситуация порождает необходимость экономии, и не исключено, что одной из жертв этой экономии могут стать работники бюджетной сферы. Во-вторых, уменьшение выделенных из федерального бюджета сумм не всегда означает общее снижение финансирования – вполне вероятно, что разницу предполагается дополнить за счет повышения доходов региональных бюджетов.  В-третьих, если обратить внимание на указанные в Программе цифры, видно, что аналогичные суммы (76,5 и 119,2 млрд. руб.) было запланировано выделить из федерального бюджета на повышение зарплаты бюджетников, но только в обратном порядке. Это дает основание предположить, что в 2013 году Правительство, располагая свободными денежными средствами, посчитало возможным ускорить процесс поэтапного повышения оплаты труда бюджетников на период 2014 года, а в 2014 году, в условиях неблагоприятной экономической ситуации, решило снизить темп, вернувшись к изначальному плану, содержащемуся в программе», - объясняет Сергей Саурин.

«Следует подчеркнуть, что все три возможные причины не дают оснований говорить об отказе государства от достижения целей, поставленных в Указе. Однако в условиях сложной динамики экономической ситуации довольно сложно предположить, будет ли в 2016 году на указанные цели выделено финансирование в объемах, запланированных в Программе. Вместе с тем следует отметить, что даже в период 2013-2014 годов денежных средств, выделяемых для поэтапного повышения заработных плат работников бюджетной сферы, не хватало, и в большинстве организаций образования и здравоохранения в целях повышения заработной платы работников проводились сокращения и шло постоянное повышение нагрузки на работников», - рассказывает эксперт, подводя к заключению о том, что при условии продолжения поэтапного повышения заработных плат педагогов и врачей даже малейшее снижение финансирования может привести к дальнейшей реструктуризации и, возможно, даже закрытию ряда бюджетных учреждений.

«Поскольку людей, которых надо лечить и учить, меньше не становится, эти обстоятельства могут привести, с одной стороны, к снижению качества оказываемых медицинских и образовательных услуг, а с другой – к повышению социальной напряженности и протестных настроений среди работников бюджетной сферы», - резюмирует г-н Саурин.

Блохина Мария
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).