будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Еврокомиссия Google
Июнь 14, 2025
Хозяйство
Блохина Мария

Наутро. 24 ноября

Наутро. 24 ноября
google
Google. Источник: Фото: toprankonlinemarketing/flickr.com

Европейский парламент направил в Еврокомиссию резолюцию с предложением принять закон об «отделении интернет-поисковиков от прочей коммерческой деятельности», об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на Financial Times. Как отмечает издание, текст этого предложения не содержит прямого указания на корпорацию Google, но предполагается, что этот закон будет направлен именно против нее, так как Google занимает почти 90% доли рынка в большинстве стран Европейского союза.

Европейские парламентарии рассчитывают на то, что эта мера поможет снизить влияние американских интернет-компаний в Евросоюзе. Однако отмечается, что Европарламент сам по себе не обладает достаточными полномочиями, позволяющими принимать какие-либо законопроекты и уж тем более разделять компании. Резолюция Европарламента не имеет юридической силы.

Это предложение уже снискало поддержку Европейской народной партии и европейских социалистов. Таким образом возникла влиятельная сила, способная оказать воздействие на главный законодательный орган ЕС в вопросе введения ограничительных мер против Google.

Председатель правления Фонда содействия развитию технологий и инфраструктуры Интернета Дмитрий Бурков не видит неожиданности в таком решении Европарламента: «В Евросоюзе давно уже обсуждается тема контроля Google с его монополией и возможностями манипулирования коммерческим рынком. Желание европейских парламентариев вполне понятно и очень предсказуемо. Это не первый раз, когда они обращают внимание на корпорацию. В свое время парламентарии проявляли интерес к офшорной деятельности Google, в частности ухода от налогов. Однако мнение Европарламента не имеет существенного значения, и все определит позиция Еврокоммисии. Последняя пытается снизить уровень монополии Google, потому что на европейском рынке он значителен», - рассуждает эксперт, отмечая и высокий уровень  зависимости от портала, который обладает рядом социальных функций и инструментов, интегрированных со всеми остальными. «Есть риск сбора персональной информации,  поведенческого анализа, мониторинга пользовательских предпочтений и других метаданных. Это создает беспрецедентные возможности для управления вкусами потребителей, влияния на их выбор и так далее», - считает г-н Бурков.

По его мнению, одна из целей Европарламента — предоставление аудитории более объективной информации, чем сейчас: «Наличие поисковой базы со столь уникальными данными, тем более персонифицировано привязанными, предоставляет широкие возможности воздействия на аудиторию, начиная от таргетирования рекламы до формирования информационного мира потребителя. Европейцы пытаются эту проблему тем или иным способом решить. Первым делом они начали разбираться с деньгами, а теперь, после истории с утечкой метаданных, организованной Сноуденом, подошли с коммерческой точки зрения: пользуясь единой точкой входа, потенциальный потребитель, по сути, лишается выбора. Он будет зависеть от коммерческой политики Google. Учитывая, что в результатах выдачи поиска все больше места отдается контексту, а позиции ссылок в рейтинге определяется отнюдь не релевантностью, появляется запрос на то, чтобы отделить коммерческую деятельность, а пользователи получали объективную информацию».

На вопрос о возможных последствиях этой инициативы Дмитрий Бурков ответил, что все зависит от решения Еврокомиссии, но просматривается вполне позитивная перспектива : «Инициатива может частично сказаться на капитализации компании, но, честно говоря, это не повлияет на ее позиции на европейском рынке – 350 миллионов пользователей –  при 2 миллиардах на мировом. В интересах пользователей сделать результаты поиска более объективными. Пользователи должны иметь возможность защититься от того, чтобы в выдаче получать не искомое, а навязанное.  На мой взгляд, это очень позитивный шаг, который, может быть, заставит задуматься и наши поисковые системы».

«На российском рынке интернет-поиска по-прежнему лидирующие позиции занимает «Яндекс» (немногим ниже 60%), достаточно успешно сопротивляющийся нажиму конкурентов. В России Google не настолько вложился в российский контекст, отвечающий отечественной специфике, в первую очередь, культуре и менталитету. Переговоры о покупке «Яндекса» компанией Google в свое время шли, но, к счастью, ничем не завершились. А главное, государство вовремя и правильно расценило, что «Яндекс» относится к ключевым ресурсам России, и дальнейшее развитие ситуации в этом направлении стало недопустимым», - резюмировал г-н Бурков.

Управляющий инвестиционным портфелем Фонда развития интернет-инициатив Сергей Негодяев не видит в перспективе возможности подобного контроля поисковых систем: «Законодательное регулирование деятельности поисковиков может оказаться затруднительным по причине сложности формального и юридического описания деятельности поискового движка. Практика демонстрирует техническую реализуемость ограничений, связанных с такими вопросами, как работа с персональными данными и географией хранения обработки и передачи информации», - объясняет эксперт.

 «Простым сравнением может быть правовое регулирование законов математики. Для эффективной реализации правовых механизмов анализа и выдачи информации потребуется публикации алгоритмов работы поисковых движков. Эти алгоритмы являются закрытой информацией и их обнародование приведет к невозможности получения пользователями объективной информации об интересующих его вопросах, так как маркетинговые специалисты настроят свои сайты таким образом, чтобы они оказались в топах выдачи», - рассказывает г-н Негодяев

«В связи со сложностью и закрытостью поисковых алгоритмов поисковых машин их прямое законодательное регулирование является практически нереализуемым. Необходимо разграничивать работу компании на национальных уровнях, для этого необходима работа с законодательством о рекламе с целью приведения его в соответствие бизнесу по интернет-рекламе», - резюмирует свою точку зрения г-н Негодяев.

Напомним, что Google является не только одним из самых популярных поисковиков в мире, но и самым популярным сайтом во всем интернете. Кроме того, полгода назад крупная аналитическая компания Millward Brown опубликовала рейтинг из 100 самых дорогих брендов планеты, который тоже возглавил Google. Только за 2013 год его цена выросла на 40% и составила 159 миллиардов долларов, что позволило оставить позади корпорацию Apple.

Проведенный не так давно опрос «Полит.ру» показал, что большинство наших читателей тоже предпочитают использовать Google — 59,5% от принявших участие в опросе, второй по популярности поисковик — отечественный «Яндекс», за него проголосовали 37,1% читателей. Остальные варианты, предлагаемые в опросе, набрали неконкуреноспособное количество голосов, ни один из опрошенных не указал в качестве варианта ответа Mail.ru, Rambler или Bing.

Блохина Мария
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).