будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
строительство
Июль 9, 2025
Хозяйство
Блохина Мария

Наутро. 25 февраля

 

В Министерстве строительства и ЖКХ собираются создать новое ведомство, которое станет единым заказчиком в сфере федерального строительства, сообщили «Ведомости». Поправки, подготовленные Минстроем, 25 февраля будут представлены правительству, они затронут ряд законов, Бюджетный и Градостроительный кодексы.

Сообщается, что новая структура будет называться «Роскапстрой». Идея данного проекта заключается в том, чтобы сконцентрировать в одной структуре все гражданское строительство, возможно, за исключением объектов энергетики, культурного наследия, обороны, связи и дорог.

По информации издания, благодаря созданию «Роскапстроя» внедрение современных технологий и материалов, а также типовых проектов будет проходить централизовано. Отмечается, что это позволит использовать и проекты повторного применения, а по результатам расходы бюджета могут быть сокращены на 10–20%. Кроме того, такой маневр освободит прочие ведомства от излишних функций, так как до сих пор строительством специализированных объектов занимались соответствующие ведомства: таким образом, больницы строил Минздрав, культурные площадки — Минкультуры и так далее. В общей сложности при такой системе заказчиками выступали более 250 организаций.

Капитальные расходы только за прошлый год составили более 2 триллионов рублей, а ежегодные затраты федеральной инвестиционной программы на строительство гражданских объектов составляют около 400 миллиардов рублей, сообщает источник «Ведомостей», близкий к Минстрою.

Напомним, что идею создания единого заказчика по строительству объектов за счет федерального бюджета озвучил президент России Владимир Путин еще в концепрошлого года в своем послании Федеральному собранию. Глава Минстроя Михаил Мень уже тогда заявил, что это поможет сэкономить бюджетные средства, и при этом проще осуществлять контроль за одним конкретным заказчиком.

Президент Ассоциации строителей России Николай Кошман считает, что это изменение порождает множество вопросов, и пока не понятно, чего стоит ждать в итоге: «Буквально неделю назад я узнал, что они собираются промышленность строительных материалов передать Министерству промышленности и торговли. Я уже тогда сказал, что в общем-то это яма под самим министерством, потому что тогда непонятно, чем министерство должно заниматься без этого направления», — сказал Кошман.

«Если смотреть в общем, что идея отдать кому-то строительство за исключением энергетики, оборонки и так далее, я считаю, что это плановый развал Министерства строительства», — считает президент АСР. По его словам, такое решение ведет к логичному вопросу о необходимости этого ведомства вообще. «Если забрали промышленность стройматериалов, а это 60% стройки, то сейчас надо садиться и засучив рукава решать вопросы новых технологий, материалов, машин, механизмов подготовки кадров для того, чтобы в конце концов ответить на вопрос: сможем ли мы строить доступное жилье, или не сможем? — расписывает перспективы Кошман. —Если сейчас сделать еще какой-то «Капстрой», который будет заниматься доступным жильем, строительством школ, больниц и так далее, а все остальное забрать себе… То получатся какая-то абракадабра».

Причем Николай Кошман уверен, что ни о каком сокращении бюджетных расходов речь идти не может, потому что создание нового ведомства подразумевает увеличение количества чиновников, которое, по его мнению, в масштабах нашего государства уже превысило все разумные нормы. «Думаю, что на счет экономии, нужно серьезно разбираться и считать. Я считаю, что здесь не экономия, а, наоборот, расход и вообще потеря управления стройкой. А это вопросы ценообразования и сметного нормирования, это все, что касается технического регулирования: приходят новые материалы, новые технологии, машины, механизмы — это все идет под откос. Никто этим и сейчас не занимается, а потом и вовсе не будут», — полагает он.

Директор Центра градостроительных компетенций Института общественных наук РАНХиГС Ирина Ирбитская считает, что предлагаемое решение не вполне однозначным: «Тут есть и положительные стороны, и отрицательные. Из положительного: конечно, всю строительную отрасль давно пора объединить, потому что мы сейчас имеем колоссальные разрывы между строительными технологиями и производством строительных материалов, конструкций, технологий вообще; между проектными задачами и между теми, кто строит, то есть разрывы наблюдаются везде. Так или иначе, каждый участник этого процесса относится к совершенно разным планетам: строительное производство материалов и конструкций условно относится к Министерству промышленности, проектная задачка условно теперь уже никуда не относится, потому что у нас больше нет такого института (раньше был Минрегион, который в определенной степени этими вопросами занимался), и застройка. Я здесь даже не говорю о девелопменте. И это все совершенно разные планеты, которые, конечно, хорошо бы объединить под общую крышу, которая будет разрабатывать интегральные решения и предложения во взаимной увязке всех авторов», — говорит эксперт, являющийся также членом RUPA (Объединение разработчиков градостроительной документации), а также лауреатом международных и национальных премий в области архитектуры и градостроительства.

По мнению Ирбитской, немало и отрицательных моментов: «Что мне не нравится в постановке этого вопроса. Первое: сразу режет слух упоминание о типовых проектах. Весь мир ушел от них и приходит к банку эффективных решений, когда самые эффективные решения накапливаются в определенной базе, и дальше они применяются уже как шаблоны. Это наиболее правильный путь, особенно когда мы живем в сложном мире, и в мире все-таки рыночной, а не советской централизованной экономики. Типовые проекты хороши, когда резко необходимо построить огромное количество жилых объектов или даже новые города. Сейчас мы не строим новых городов — это раз, жилищная обеспеченность в значительной степени происходит в парадигме реконструкции застроенных территорий, а не строительства новых — это два. И это очень важно осознать», — говорит эксперт РАНХиГС.

«В застроенную территорию типовой проект очень сложно встроить, не снеся соседний. Все-таки новый объект должен быть адаптирован в уже существующую застройку. Для этого он должен быть гибким, а не типовым», — продолжает Ирбитская.

Второй момент, который беспокоит эксперта в этом решении, помимо типового строительства, заключается в том, что теперь непонятно, будут ли огромные территории застраиваться какими-то типовыми проектами или нет, и как это будет происходить: «Если это будут старые типовые проекты, которые мы наблюдали, то это очень плохо. Еще совсем странно, что это будет происходить без строительства дорог. Кто у нас тогда отвечает за дороги и за территорию в целом? Ведь застройка не может происходить вне транспортного каркаса территории, вне социальных и культурных объектов. В противном случае мы будем получать жилые панельные деревни, потому что в них не будет ничего. Делать это отдельно и перекладывать на плечи муниципалитетов — это тоже странно, потому что мы знаем, что значительная часть муниципалитетов живет в очень ограниченных условиях. Кроме того, они не обязаны обслуживать девелоперский бизнес. Если речь идет о застройке новых территорий, то почему обслуживанием девелоперского бизнеса должен заниматься муниципалитет — это совершенно непонятно. То есть здесь очень много вопросов и, конечно, это начало движения в правильную сторону — объединить разные элементы одной отрасли под одной крышей. С другой стороны, есть серьезные опасения, что мы будем получать территории без дорог и без социальной инфраструктуры», — полагает Ирбитская.

По ее мнению, экономия при таком раскладе возможна в управленческой связке: «Например, когда мы экономим на трансакционных издержках, то есть когда предприятие не перепроизводит ненужного материала, а производит исключительно под заказ разную технику, материалы, конструкции. Конечно, здесь возможна оптимизация», — считает Ирбитская. При этом, по ее словам, речь идет о строительстве в конкретных местах, и здесь могут быть издержки, связанные со слишком вертикальным бюджетированием, когда средства выделяются сверху: «В усложняющемся мире, с которым к нам пришла рыночная экономика, мы уже не можем планово заниматься этими вещами, это будет неэффективно в силу того, что каждое конкретное место содержит разные условия, в которых должно что-то происходить, и эти условия знают только люди на местах. И если уж мы обеспечиваем такую вертикальную систему, необходимо не допускать таких ошибок, которые могут сделаны в результате спуска бюджета сверху. Необходимо сначала получать добро снизу, и после этого заниматься формированием бюджета», — говорит Ирбитская. Ей известны случаи, когда муниципальные чиновники не знаю, что делать с пришедшими в населенный пункт бюджетными средствами из-за того, что они выделяются вне соответствия с реальной картиной и актуальными нуждами. «Не должно быть ситуаций, когда строится что-то, что вовсе не нужно», — резюмирует она.

Генеральный директор компании «Метриум Групп» Мария Литинецкая, наоборот, считает, что данная инициатива Минстроя вполне перспективна с точки зрения сохранения бюджетных средств: «Создание единого заказчика по федеральным стройкам станет важной мерой, которая действительно позволит снизить расходы бюджета, а также освободить ведомства от выполнения ими непрофильных функций. В целом это поможет сделать гражданское строительство более прозрачным и понятным. Помимо этого, подрядным организациям будет гораздо проще следовать единым требованиям одного заказчика. Использование проектов повторного применения также позволит оптимизировать сроки и сократить бюджет проекта».

По мнению Липинецкой, в случае грамотной реализации, это внедрение единого заказчика гражданского строительства будет выгодным для всех участников рынка:«Для государства - это сокращение расходов и упрощенный контроль действий заказчика. Для строительных подрядных организаций – это единые требования заказчика».

Блохина Мария
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).