будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
законотворчество офшор
Июль 10, 2025
Хозяйство
Блохина Мария

Наутро. 25 ноября

Наутро. 25 ноября
32
Президент России Владимир Путин

Президент России Владимир Путин во вторник 25 ноября подписал закон о налогообложении офшорных предприятий, которые контролируются российскими бизнесменами. Об этом сообщается на официальном интернет-портале правовой информации.

Неделю назад законопроект был одобрен Госдумой. Он вступит в силу с 1 января следующего года, и тогда российские власти смогут проводить расследования фактов уклонения российскими предпринимателями от уплаты налогов через офшоры.

Документ устанавливает новую законодательную формулировку офшоров как контролируемых налоговыми резидентами России иностранных компаний, а также понятие контролирующего лица — физического или юридического — доля участия которого в уставном капитале организации составляет более 50%, а с 2016 года — более 25%.

Отмечается, что закон не затрагивает банки и кредитные организации, находящиеся на территории тех государств, с которыми Россия заключила международные договоры по вопросам налогообложения. Также новый закон не коснется компаний-членов Евразийского экономического союза.

Руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов не считает, что новый закон полностью решит проблему оттока капитала из страны, однако отмечает определенный прогресс в этом направлении: «Вопрос проблемы вывода капитала из России очень серьезный и крайне важный. Поэтому, безусловно, закон необходим, и может быть необходим даже более строгий закон, который бы вообще запретил в на территории Российской Федерации деятельность компаний, зарегистрированных вне ее пределов, или обязал бы их платить налоги здесь и сделал бы невозможным бегство от налогов с помощью офшорной регистрации», - считает Колташов.

«Но что касается актуальности, учитывая последние заявления руководства страны о том, что экономика должна стать гораздо более либеральной, и о том, что необходимо найти способ разрешить конфликт, который получил название «войны санкций», в ближайшее время. Поэтому, конечно, принятие закона о борьбе с офшорным капиталом и деофшоризации экономики выглядит странно, потому что этот закон явно настроен против внешних центров накопления капитала, который работает на то, чтобы привлекать и удерживать в российской экономике капитал в текущих условиях, наиболее выгодных для удержания этого капитала в российской экономике. Конечно, такой закон расходится с той линией, которая у нас последние несколько недель была декларирована, потому что до этого был сделан ряд заявлений о том, что необходимо покончить с офшорами и с уходом российских капиталов в офшор. Теперь, когда мы слышим о либерализации экономики, принятие такого закона выглядит нелогично», - считает эксперт.

«Возможно, этот закон и оправдает те ожидания, которые на него возлагают его авторы, и те, кто его регистрировал, но я не думаю, что этот закон покончит с оттоком капитала из российской экономики, что он не даст возможности работать компаниям с офшорной регистрацией. То есть возникнут проблемы для ряда бизнес-предприятий, но я думаю, он не изменит ситуацию радикально, а именно радикальное изменение ситуации может привести к деофшоризации экономики, потому что, как показали эти два года, отток капитала оказывается намного большим, чем прогнозировали официальные государственные органы», - считает Василий Колташов, предполагая, что отток капитала составит не менее 100 миллиардов долларов, и эти деньги, по его мнению, уйдут именно в офшоры.

Член Президиума Ассоциации молодых предпринимателей России Максим Колесов, рассуждая о новом законе, отмечает: «Из предложенных бизнесом и правительством 50 поправок к закону было принято всего 4. Одной из них является ввод в закон формулы, согласно которой предприниматели смогут рассчитать, кто подпадает под действие закона, а кто нет. К сожалению, предложенный бизнесом переходный период в 2 года депутаты сократили до 1 года. Мы все знаем, что существует практика не считаться с мнением бизнеса, ну если только прислушиваться».

«Основная задача закона – остановить отток капитала из России, что по сути является правильным и необходимым», - уверен эксперт, однако отмечает и некоторые возможные риски: «Вопрос в том, что к уже существующему оттоку иностранных инвестиций по причине геополитической ситуации, может добавиться дополнительное прекращение инвестиций компаниями, которые имели свои дочерние или головные предприятия за рубежом».

«Ведь некоторые компании, зарегистрированные, допустим, в Нидерландах, работая в России и выплачивая налоги в России на полученную прибыль, в дальнейшем реинвестировали назад в Россию. Зачастую соинвесторами выступали также западные компании, которым европейское налоговое законодательство куда более понятно и близко. Получится, что у компаний, реинвестирующих в Россию, увеличатся налоговые платежи, что скажется на прибыльности инвестиций и тем самым снизит привлекательность данных инвестиций. Хотя изначально целью закона было заставить компании, которые выводят прибыль из России, выплачивать налог с нее в России», - рассказывает г-н Колесов.

По его мнению, то, как будут достигнуты основные цели этого проекта, пока не совсем ясно и прозрачно: «Опять же, если посмотреть на вопрос с другой стороны, закон направлен в том числе на развитие реальной экономики, чтобы компании вкладывали средства в развитие промышленности, тем самым развивая несырьевой сектор. Вопрос в том, что бизнес до конца не понимает, каким образом государство будет поддерживать и защищать инвестиции, создавать благоприятные условия для внутреннего инвестирования, смягчать налоговую нагрузку и т.д». 

Напомним, что в декабре прошлого года Владимир Путин в послании Федеральному собранию поручил разработать меры по деофшоризации экономики. Тогда президент предложил применять российские правила налогообложения в отношении компаний, которые зарегистрированы в офшоре и принадлежат российскому собственнику. «Хочешь пользоваться льготами, господдержкой и получать прибыль, работая в России, регистрируйся в российской юрисдикции», — заявил президент. Офшорные зоны предоставляют льготный режим налогообложения и не предусматривают раскрытия информации при проведении финансовых операций, такими зонами являются более 40 стран и территорий. В частности, среди них Сейшельские острова, Маршалловы острова, Сан-Марино, Панама, Белиз.

Отметим, что и Евросоюз не так давно, а именно два года назад, тоже начал предпринимать действия в направлении усиления борьбы с налоговыми гаванями и офшорами, а также с уклонением от налогов внутри Союза. Еврокомиссия приняла курс на  создание ситуации, при которой налогоплательщикам государств, входящих в ЕС, должно будет стать невыгодным использование офшоров. Чиновники Евросоюза начали с повышения эффективности существующих правовых механизмов борьбы с бегством от налогов, в частности, предлагалось введение временного режима «обратного налогообложения», который предполагает предоставление отчетности по НДС покупателем, а не продавцом. К тому же члены Европарламента намеревались расширить обмен информацией между налоговыми службами стран Евросоюза и увеличить налоги на сбережения резидентов ЕС, которые хранятся на счетах за пределами их стран.

Блохина Мария
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).