Промышленный индекс Dow Jones на закрытии торгов 25 августа обновил антирекорд 119-летней давности. Впервые с момента изобретения этого индекса он снижался более чем на 200 пунктов четыре дня подряд. За четыре сессии Dow Jones лишился 1,682.29 пунктов. При этом такой результат оказался даже хуже самого низкого показателя, который был зафиксирован во время мирового экономического кризиса 2008 года — тогда за три дня он потерял 1,746.19 пункта.
Доцент Факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Василий Якимкин разделяет мнение о том, что обвал индекса был вызван ситуацией в Китае: «Я думаю, что «черный понедельник», когда китайский рынок обрушился почти на 8%, сильно напугал инвесторов. Соответственно, они приняли тактику торгов — уход от рисков, и все рисковые активы начали сбрасывать. Классическим рисковым активом являются акции, поэтому многие сбросили акции и ушли в кэш. Соответственно, и индекс Dow Jones, который наполнен определенными акциями, в итоге тоже очень заметно потерял», — говорит Якимкин.
При этом, он отметил наметившуюся коррекцию: «Сейчас фьючерсы торгуются в европейской сессии на рост, и я думаю, что американскую биржу ждет рост. В целом, ситуация такая, что основная причина падения — ситуация в Китае. Там достаточно низкая грамотность населения, практически никто с ними не работает в этой области. В последние годы они видели, что у них фондовый рынок растет (только за прошлый год он вырос на 100%). То есть люди, которые вложили деньги, да еще с маржой торговали, удвоили, утроили и даже учетверили свои вклады. Там дешевые кредиты, и любой человек, который даже не разбирается в этом вопросе, берет такой кредит, на который потом покупает акции в надежде, что они и в этом году вырастут на 100%», — рассказывает доцент РАНХиГС.
Якимкин замечает, что сложившаяся ситуация напоминает 1929 год, когда аналогичные события происходили в США, и это все закончилось обрушением рынка более чем на 30%. «Тогда там началась рецессия, которая потом перекинулась в реальный сектор экономики. Видимо, в Китае сейчас примерно то же самое происходит, но китайцы действуют грамотно, учитывая прошлые интересы. Оглядываясь на события на американских и европейских рынках, они начали добавлять ликвидность на финансовые рынки, снижая ставки», — говорит эксперт.
«Тем не менее, американцы считают, что именно Китай виноват в обрушении индексов. Это происходит потому, что рынки сильно глобализованы: то есть, если где-то кто-то чихнул, то это тут же отдается в других регионах. А китайский рынок и экономика вообще — это стратегический партнер для Америки, и они сильно завязаны, поэтому какие-то неполадки в Китае тут же эхом отдаются в Америке».
«Снижение, которое сейчас происходит в США, имеет всеобъемлющий характер: не только акции начали падать, но снижаются и доходности облигаций, когда люди стали обращаться к ним как к безрисковым активам, затем начали падать рисковые валюты (в первую очередь развивающихся рынков). В итоге пошли в рост евро и йена как глобальные валюты фондирования. На валютных рынках уход от рисков — это фактически возврат в валюту фондирования, потому что изначально инвесторы брали кредиты в дешевых валютах (у евро была ставка 0,05%, у йены — 0,1%), затем конвертировали их в ту валюту, которая нужна, и уже на полученную валюту покупались необходимые акции. Но когда этот процесс запустили в обратную стороны: акции продают, рисковые валюты тоже, то это привело к росту евро и йены, что тоже начало оказывать давление на акции. В итоге, индекс Dow Jones и падал в течение нескольких дней, устанавливая рекорды по темпам падения», — рассуждает Василий Якимкин.
«Я думаю, в целом не происходит ничего страшного, сейчас уже рынки начали приходить в себя, интерес к рискам возвращается. Поэтому когда рынки нащупают дно, от него будет отскок», — предполагает эксперт академии. По его словам, этот отскок может произойти в том случае, если не возникнет каких-то дополнительных драйверов, например, не появятся новые геополитические споры или конфликты, которые заставят инвесторов снова уходить от рисков.
Василий Якимкин напоминает о ключевой дате — 17 сентября, когда Федрезерв США будет решать, поднимать или нет ставку рефинансирования. «Если ставка будет поднята, то кредиты станут дорогие, и как следствие, фондовые рынки еще обвалятся, упадет и Dow Jones. Если нет, то это станет поддержкой, поскольку на рынке будет избыток ликвидности, которая станет перетекать в акции, в том числе рисковые инструменты, товарные активы», — заключает Якимкин.
Аналитик TeleTrade Михаил Поддубский достаточно скептически оценивает шумиху вокруг обрушившегося индекса: «На самом деле оценка динамики индекса Dow Jones за определенное число дней и сравнение с показателями на истории — это не что иное, как игра с цифрами. Гораздо более важным фактом является тот, что тот же самый индекс Dow Jones последние четыре года демонстрировал уверенный рост практически без коррекций. Летний период традиционно отмечен более низкими объемами торгов, таким образом на таком "тонком" рынке время от времени могут возникать достаточно резкие движения», — полагает он.
Поддубский советует не переоценивать падение, наблюдаемое в последние дни: «Безусловно, информационный фон для фондовых рынков сейчас не самый благоприятный, однако ничего критического не произошло. Основной фактор риска для рынков исходит из Китая, и китайские проблемы в перспективе, пожалуй, большее значение могут оказать на развивающиеся рынки, нежели чем на рынки развитые», — говорит эксперт.
«Если фондовые рынки в ближайшее время сумеют стабилизироваться, и состояние дел в китайской экономике (в частности, в сфере кредитования) не ухудшится, американский рынок вполне способен возобновить рост и отыграть большую часть потерь», — заключает аналитик компании TeleTrade.
Главный аналитик Нордеа Банка Валерий Евдокимов напоминает, что в последнее время американский рынок находился на рекордно высоких значениях основных индексов: «Рост до этих значений происходил в течение нескольких лет после кризиса 2008-2009 года. Основной драйвер роста – беспрецедентная накачка со стороны ФРС США, ЕЦБ и других центробанков развитых стран мировой финансовой системы дешевыми деньгами. Цель – стимулирование роста национальных экономик. В результате на фондовом рынке произошла значительная инфляция активов. Фундаментально рост цен акций не был обеспечен адекватным ростом прибылей компаний. То есть на рынке фактически образовался очередной пузырь, поддерживаемый притоком денег со стороны центробанков, — объясняет аналитик.— Как обычно в ситуации пузыря, профессиональные инвесторы внимательно следят за признаками его ослабления и резко реагируют (сокращают позиции в портфелях) на появление таких признаков. В данном случае Китай стал таким признаком, так как ослабление экономического роста в Китае действует как тормоз на всю мировую экономику и создает предпосылки для обесценения активов».
По мнению Валерия Евдокимова, это падение пока что носит краткосрочный характер: «Фондовый рынок по своей природе является областью повышенного риска, где возможны сильные краткосрочные колебания без заметных последствий для экономики. Если же негативный тренд примет затяжной характер, то к этому надо относиться как к сигналу о проблемах в экономике, — полагает эксперт Нордеа Банка.
Евдокимов допускает сценарий, при котором текущее снижение «будет выкуплено инвесторами»: «Сейчас на рынке еще достаточно много денег, а ФРС США пока только высказывается о возможном повышении процентных ставок. Также вполне вероятно, что Китай с его огромными валютными резервами, сможет поставить под контроль ситуацию на внутреннем финансовом рынке», — предполагает аналитик.