будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Владимир Путин Совет Федерации
Июль 10, 2025
Хозяйство
Блохина Мария

Наутро. 3 декабря

Наутро. 3 декабря
putiin
Владимир Путин. Источник: Фото: kremlin.ru
 

3 декабря президент России Владимир Путин обратился с ежегодным посланием к Федеральному собранию. В своей речи он поднял наиболее важные для страны темы и изложил то, как он видит перспективы ее развития в ближайшем году и более отдаленной перспективе. Среди прочего Владимир Путин рассказал, как видит ситуацию в российской экономике. По его мнению, ситуация сложная, но не критическая, президент отметил позитивные тенденции. Он заявил, что только изменив структуру экономики, можно решать масштабные задачи в экономике и обществе, а выжидательный подход неприемлем: ничего не меняя, нельзя быть готовым к длительному периоду низких цен на нефть и санкций.

Преподаватель РАНХиГС Владислав Гинько считает, что изменение структуры экономики происходит уже сейчас: «Если посмотреть на последние данные, то мы увидим, что доходы от нефтегазового сектора экономики будут составлять около 45% бюджета, и при этом их доля в российском экспорте составляет около трети. То есть мы видим, что сильная зависимость российской экономики от нефтегазового сектора уменьшается, даже несмотря на то, что мы не бросаем этот сектор, уделяем ему внимание,  более того, растет добыча нефти, при этом ценовая конъюнктура на мировых рынках не дает нам увидеть большие доходы в бюджете и в экспорте», — говорит эксперт.

Он также обращает внимание и на еще одно, не менее важное направление — сельское хозяйство: «Естественным образом, под влиянием целого ряда факторов запускается процесс импортозамещения. Безусловно, он является не линейным процессом, то есть здесь возникают различные нюансы, и я бы обратил внимание, что когда мы говорим об импортозамещении, в итоге потребительский свой выбор делают люди, когда они приходят в магазин и своим рублем голосуют за ту или иную продукцию, приобретая ее».

«Поэтому именно в этой части задача потребителя — внимательно относиться к тому, что они покупают, читать этикетки, спрашивать рекомендации, потому что если речь идет об импортозамещении, возникают вопросы, связанные с тем, что мы замещаем и какого качества продукцией. В итоге потребитель расставляет все на свои места, он должен изучать товар и быть более ответственен в этом плане. Он должен понимать, что тем самым он делает не только свой личный выбор, хотя этот выбор очень важен, потому что человек должен думать о своем здоровье и осознанно приобретать товар. В том числе он делает выбор и в экономике, то есть поддерживая отечественного производителя, он поддерживает занятость, бюджет и всю российскую экономику», — рассуждает Владислав Гинько.

Эксперт подчеркивает, что  на нынешнем этапе развития это особенно актуально для России, так как страна оказалась в ситуации, когда санкции в значительной степени ограничили возможность заимствования в долларах и евро: «Здесь, на мой взгляд, сами санкции носят несправедливый характер в той части, что доллар и евро — это не валюты только лишь отдельных стран, то есть США эмитирует доллары, Европейский Центральный банк эмитирует евро, но это валюты, которые обслуживают международные сделки между другими странами, и не только по линии, связанной с ЕС и США. По сути дела, ограничивать возможности российских контрагентов кредитоваться в мировых валютах — это и есть несправедливость», — говорит Гинько.

«Речь о том, что Россия не может моментально вывести рубль в мировую валюту. На финансовом рынке был определенный, сложившийся порядок игры, определенные правила, что доллар и евро все использовали как мировые валюты. Санкции нас подталкивают к тому, что мы не только ведем разговор, но и будем неизбежно переходить  на более широкое использование национальной валюты в рамках наших региональных союзов и с нашими партнерами. У нас просто нет другого выбора».

Владислав Гинько прокомментировал вопрос импортозамещения: «Это инструмент повышения нашей устойчивости, нашей экономики, нашей политики. Дело в том, что существует очень понятный механизм, который могут использовать те державы, (я имею ввиду Соединенные Штаты), политическое руководство, которое может использовать механизм, то есть ослабление экономики какой-то страны и постепенное забирание политических рычагов влияния в этой стране. Мы ни в коем случае не можем этого допустить», — считает эксперт, добавляя, что за потерей экономического суверенитета возникает риск потери и политического суверенитета, поэтому импортозамещение — это шаг вперед.

«Большинство стран мира живут, как мы жили какое-то время, то есть очень взаимосвязаны в мировом рынке, то ест продавая свои и покупая чужие товары. Сейчас мы сталкиваемся с тем, что мы оказываемся в неравной ситуации на рынке и вынуждены больше полагаться на собственные ресурсы. Мы это делаем для того, чтобы обеспечить собственную устойчивость и безопасность, как экономическую, так и политическую. Обеспечение экономической безопасности прямо увязано с обеспечением политической устойчивости нашего государства. Речь о том, что мы должны понимать, что стоит выбор: либо мы строим независимую, самостоятельную, в интересах нашей страны политику, либо мы вынуждены соглашаться и бесконечно уступать не только в области внешней политики, как иногда некоторым кажется, но и внутренней».

«Пример Украины показывает: стоит только отдать политические решения ключевым так называемым странам-партнерам (Соединенным Штатам и ЕС), то получаешь и в экономике тоже решения, которые затрагивают ее не лучшим образом. США и ЕС управляют через политику и, влияя экономическую политику Киева, делают вещи которые больше выгодны им, чем самой Украине. Мы такого сценария ни в коем случае не можем допустить, потому что мы понимаем, что этого в принципе быть не должно. Поэтому все, что происходит в экономике, идет в рамках адаптации к новым условиям на всех уровнях».

Экономист уточняет, что эти новые условия подразумевают не только снижение цен на энерготовары, но и санкции: «Они [санкции] могут быть сняты, но послевкусие все равно останется. США и ЕС в лице политических структур этих стран в значительной мере испортили инвестиционный климат нашей стране, испортили отношения, не раз были зафиксированы случаи, когда высшее руководство Соединенных Штатов и еврокомиссар ЕС впрямую пытались вмешиваться в различного рода сделки, которые заключает Российская Федерация в лице крупных компаний и пытались сделать так, чтобы эти сделки шли в том русле, которое выгодно именно политикам ЕС и США. Поэтому мы столкнулись с тем, что на внешнем рынке используются политические инструменты исключительно в экономических целях. В такой ситуации мы не можем замыкаться и активно развиваем то взаимодействие со странами, которое мы готовы строить, и мы готовы взаимодействовать абсолютно со всеми странами, которые придерживаются общепризнанных норм международного права», — рассуждает преподаватель РАНХиГС.

По мнению Владислава Гинько, в конфликте с Турцией очевидно участие третьей стороны, и хотя реакция со стороны России была оправдана, сам инцидент во многом нерационален и никак не укладывается в интересы турецкой экономики. Раз этот инцидент невыгоден взаимоотношениям России и Турции, значит он выгоден какой-то третьей стране, которая пытается влезть и нарушить это взаимодействие, уверен эксперт. 

«Период у нас непростой, но в то же время у нас нет повода падать духом. В России вообще неприятно падать духом. Мы сейчас не находимся в ситуации свободного падения, были приняты антикризисные меры, они сработали, как подчеркивает глава кабмина Дмитрий Медведев», — говорит Гинько. Он добавляет, что у нас также есть определенная стратегия развития, по которой мы не отказываемся от статуса мировой энергетической державы, но в то же время мы диверсифицируем экономику, потому что это сейчас необходимо. По его мнению, нельзя резко менять структуру экономики и нет смысла ей искусственно что-то навязывать, так как она сама способна адаптироваться под новые условия, а ей нужно лишь в этом помогать.

«Если мы увидим рост цен на энергоресурсы, если они вернутся к тому уровню или будут приближаться к нему, то Россия не будет стоять в стороне и не использовать эту возможность, благоприятную конъюнктуру для того, чтобы экспортировать больше и зарабатывать больше. Тогда и в структуре экономики может произойти увеличение доли доходов от нефтегазового сектора. Я не вижу в этом никакой трудности», —заключает эксперт.

Кроме того, Владимир Путин в послании Федеральному собранию затронул тему давления на бизнес. Он считает, что избыточная активность правоохранительных органов мешает деловому климату в стране. Путин потребовал от правительства к 1 июля представить предложения о сокращении полномочий контролирующих органов в бизнесе, чтобы давление на бизнес со стороны контролирующих органов сокращалось.

Другой эксперт, член президиума «Опоры России» Юрий Савелов напоминает, что это не новая идея, и она уже прежде не раз озвучивалась, в том числе и в майских указах президента: «Прокуратура стала контролировать любую проверку, и количество проверок снизилось, но давление на бизнес со стороны правоохранительных органов от этого не уменьшилось», — говорит он.

Особенно Савелов подчеркивает приведенные президентом цифры, согласно которым было заведено 200 тысяч уголовных дел в отношении коммерсантов по экономическим преступлениям. При этом, по его словам, проверок и попыток возбудить уголовные дела было еще в 2-3 раза больше. «До судов же дошли 46 тысяч, меньше четверти. Это говорит о том, что самое сильное давление на предпринимателя оказывается, когда возбуждают уголовное дело и его временно лишают свободы, сажают в изолятор», — рассуждает эксперт «Опоры России», добавляя, что спустя пару месяцев после этого уголовное дело может развалиться. При этом Савелов подчеркивает, что просто так уголовные дела не закрываются, и в этой схеме всегда присутствует серьезная коррупционная составляющая.

«Возбуждение уголовного дела дает правоохранительным и следственным органам большие права: задержание под стражу, проверки на квартирах, на дачах, у подчиненных», — говорит эксперт. По его словам, еще 15 тысяч уголовных дел развалились в судах: «К сожалению, в наших судах на сегодняшний день уголовные дела не разваливаются просто так. Они еще не научились работать и распознавать, кто плохой, кто хороший, где правда, а где нет, потому что свободному экономическому строю у нас всего-то десять лет, а суды остались все старые. Здесь 95% — это тоже определенные деньги и определенные связи, чтобы предпринимателя довести до такого состояния», — считает эксперт.

Юрий Савелов считает, что если меры, которые будут приняты правительством по поручению президента, не приведут к расширению и развитию малого и среднего бизнеса, то хотя бы приостановится его уничтожение, которое ведется сейчас. 

Блохина Мария
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).