В прошедшую субботу, 1 августа, на официальном сайте правительства РФ появилось заключениекабмина о законопроекте, в котором предлагается новый подход к налогообложению в нефтяной отрасли. Из сообщения следует, что правительство в целом одобряет концепцию документа, однако считает, что его необходимо доработать.
Законопроект предполагает ряд изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы РФ. В Госдуму его внесла Дума Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.В официальном сообщении кабмина поясняется, что речь идет о введении налога на прибыль от реализации добытой нефти, это направлено на повышение уровня рентабельности разработки участков недр, а также на привлечение инвестиций в разработку истощенных и нетрадиционных запасов или вовлечения в разработку месторождений, не разрабатываемых в условиях действующей системы налогообложения.
Отмечается, что законопроект нуждается в совершенствовании, а именно в уточнении критериев отбора участков недр, в отношении которых в пилотном режимеможет быть примененновый подход к налогообложению в нефтяной отрасли. Перечень таких участков недр, вероятно, будет утверждаться правительством.
Эксперт информационно-исследовательского центра «Панорама» Анвар Амиров считает, что до того, как все подробности этого налогового маневра станут понятны, нельзя даже предположить, насколько он будет эффективен. По его словам, должно быть четко ясно, какие именно месторождения получат льготы, а какие продолжат функционировать в нынешнем налоговом режиме.
«В принципе, в нефтяной отрасли давно идут разговоры о необходимости учитывать качество месторождений при их налогообложении. И частично эти нормы уже действуют, поскольку некоторые новые месторождения Восточной Сибири и на Европейском Севере имеют различные налоговые льготы ка новые месторождения. Какова будет эффективность новых изменений, станет ясно, когда будет хоть какое-то понимание, что за этим стоит», — делится предположениями эксперт.
Кроме того, это уже не первая мера со стороны государства, направленная на привлечение инвестиций в нефтяную отрасль, и с точки зрения эксперта, они оправданы и обоснованы. «Тут две проблемы сходятся в одной точке. Во-первых, у нас нефтегазовая отрасль — это основной источник ренты для государства. В2013 году она давала 50% всех налоговых поступлений. Соответственно, в нынешней ситуации, когда доход государства снижается, оно заинтересовано в том, чтобы их повысить», — объясняет Амиров.
«С другой стороны, чем больше мы извлекаем денег из нефтяной отрасли, тем меньше вероятность того, что будут происходить инвестиции в новые проекты, особенно в дорогие и сложные. И между этими двумя качелями необходимо найти точку равновесия, чтобы и государственные доходы не сокращались, и инвестиции продолжали поступать, то есть чтобы курица продолжала нести яйца с той же регулярностью и того же качества. Найти этот баланс довольно сложно, особенно когда цены на нефть так сильно изменились за последнее время», — резюмирует эксперт «Панорамы».
Напомним также, в конце июля стало известно о законопроекте, подготовленном Минприроды, который предоставляет иностранным компаниям гарантии получения в разработку месторождения федерального значения в том случае, если оно было открыто той же компанией. Смысл этой идеи в том, что такая схема разработки месторождений может избавить иностранцев от рисков не получить доступ к разработке и добыче на месторождении, которое было ими открыто. В ведомстве предполагают, что это может спровоцировать приток инвестиций в геологоразведку, так как иностранные компании получат гарантии проведения добычи на крупных месторождениях.
Минфин предлагает свой вариант реформы налогообложения этой отрасли, подразумевающий разработку законопроекта о налоге на добавленный доход. Об этом в понедельник сообщили «Ведомости» со ссылкой на участников совещания замминистра финансов Сергея Шаталова с нефтяными компаниями. Вариант реформы Минфина, как и законопроект Думы ХМАО-Югры, предполагают налоги не со стоимости добытой нефти, они в обоих случаях учитывают расходы на ее добычу, но по-разному рассчитываются.
Налог, предлагаемый Министерством финансов, — это налог на добавленный доход. Он рассчитывается путем вычета из выручки всех эксплуатационных затрат и текущих капвложений, но при этом ставка плавает и зависит от отношения накопленного дохода к накопленным расходам. Это ведет к тому, что повышении рентабельности увеличивает и нагрузку, сообщает газета. Также говорится о том, что налог на финансовый результат, предлагаемый парламентом ХМАО, заменит НДПИ на действующих месторождениях, а налог на добавленный доход – на новых. При этом, в статье сообщается и обязательное условие Минфина – сохранение хотя бы небольшого НДПИ, так как таким образом бюджетные риски будут хоть как-то захеджированы.