будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Госдума Центробанк
Май 18, 2025
Хозяйство
Блохина Мария

Наутро. 4 февраля

 

 

Депутат Государственной Думы от партии «Единая Россия», член комитета по бюджету и налогам Евгений Федоров выступил с инициативой взять под контроль деятельность Центробанка. Как сообщают «Известия», Федоров уже подготовил  законопроект, предполагающий внесение поправок в ФЗ «О прокуратуре РФ». Основная цель и идея этого проекта — в установлении права Генеральной прокуратуры вести надзор «за обеспечением устойчивости российского рубля, а также осуществлением единой государственной денежно-кредитной политики Центральным банком РФ».

Выступление именно Федорова с этой инициативой неслучайно: когда в ноябре прошлого года произошел резкий обвал курса рубля по отношению к доллару и евро, он вместе с другим депутатом от правящей партии Антоном Романовым составил и отправил запрос в генеральную прокуратуру. В письме они попросили провести проверку, насколько законными являются действия Центробанка. Депутаты посчитали, что деятельность регулятора нарушает ряд законов и не способствует укреплению рубля. В ответ на этот запрос Федоров и Романов получили объяснения от первого заместителя генпрокурора Александра Буксмана, согласно которым вопросы регулирования денежно-кредитной политики относятся к экономической деятельности государства, и по закону Генпрокуратура не имеет права давать им какую-либо правовую оценку.

Такой ответ означает, что Генпрокуратура не способна провести проверку законности действий регулятора и того, насколько он соблюдает собственные обязательства.

Профессор кафедры «Финансы, денежное обращение и кредит» ФФБД РАНХиГС Юрий Юденков в беседе с «Полит.ру» объяснил мотивы автора законопроекта так: «Инициатива депутата понятна, мы все стремимся что-то контролировать. Считается, что если что-то контролировать, то это будет делаться правильно», — говорит эксперт, отмечая, что по такому принципу все и происходит: прокуроры контролируют цены в магазинах, Счетная палата контролирует прокуратуру и так далее, и таким образом, получается, что все друг друга контролируют.

Однако Юденков обращает внимание на то, что такой принцип все же далеко не всегда уместен: «Эффективность деятельности Центрального банка определяется именно его независимостью от правительства. Независимость нашего Центрального банка формируется двумя методами. Первый — в 1995 году был принят закон о невозможности кредитования Банком России дефицита бюджета, то есть сам Центральный банк не выдает кредиты по просьбе правительства. Он сам принимает решения и сам формирует независимую денежно-кредитную политику. Второе — сама процедура выборов председателя Центрального банка происходит следующим образом: именно председателя ЦБ выбирает Государственная дума, Набиуллину избрали с первого захода, Парамонову дважды выдвигал Ельцин, но ее не утвердили. То есть человека утвердили на пять лет, и если он не заболеет и сам по собственному желанию уйти не захочет, то его убрать нельзя»,— объясняет эксперт.

По его словам, независимость Центрального банка изначально была заложена всей системой его формирования: «Предполагалось, что если он будет независимым, то сможет проводить разумную, взвешенную политику. Членами совета директоров достойных людей тоже выбирает Государственная Дума. Таким образом, предполагается, что умные люди, находящиеся в руководстве Центрального банка, сами смогут определить эффективную денежно-кредитную политику нашего государства», —говорит Юрий Юденков. Он указывает на один из важнейших негативных факторов во всей сложившейся ситуации: «К сожалению, Госдума сама утверждает людей на ключевые должности, и на мой взгляд, не очень профессиональных в этом отношении. Теперь, конечно, Центральный банк страдает», — говорит эксперт, отмечая, что нет смысла пытаться и дальше усугублять ситуацию.

«То, что депутат предлагает ввести какой-то контроль за деятельностью Центрального банка, это все равно, что рядом с профессионалом, который знает, как управлять самолетом, посадить прокурора. Он что, знает как выпустить закрылки, грамотно взлететь или, наоборот, посадить самолет?  Он этого не может. Так и с Центральным банком. Нужно добиваться, чтобы в его руководстве были профессионалы. Это главное. Тогда и денежно-кредитная политика будет осуществляться разумным образом», — полагает эксперт РАНХиГС. «Только контролем не добиться исполнения Центральным банком своих профессиональных обязанностей», — уверен эксперт.

Юденков также поясняет, почему возникли эти разговоры и предложения: «В законе о Центральном банке написано, что его цель номер один - это обеспечение устойчивости рубля, а раз ЦБ не обеспечивает ее, то соответственно, его начинают критиковать. Все отсюда и вытекает, неустойчивость курса рубля говорит о невыполнении ЦБ своей главной функции. Что бы ни говорила Набиуллина о том, что они изменили цель, и что теперь цель - это снижение темпов инфляции и так далее, по закону, утвержденному Государственной Думой, цель Центрального банка именно обеспечение устойчивости курса рубля», — резюмирует эксперт.

Напомним, что уровень недоверия населения к Центробанку резко вырос, когда в конце прошлого года произошла девальвация рубля, его стоимость упала почти вдвое по отношению к доллару. Вслед за этим со стороны регулятора последовал ряд действий, которые, как показало время, себя не оправдали и не достигли целей, которые на них возлагались. В частности,  15 декабря руководство ЦБ приняло решение повысить ключевую ставку до 17%. Сообщалось, что это было сделано с целью ограничить высокие девальвационные и инфляционные риски, и действительно такой маневр ненадолго укрепил национальную валюту, но уже через несколько дней курс доллара пополз вверх.

Также сообщалось о том, что Центробанк  предлагает обязать госкомпании продать на бирже запасы валюты, которые были сделаны после 1 октября 2014 года. Центробанк этой мерой хотел ввести валютный контроль для госсектора, речь так же шла о графике продажи валютной выручки, по исполнению которого ЦБ и правительство будут получать регулярные отчеты. Однако осталось неясно, прошла ли эта инициатива.

Всего Банк России на обеспечение устойчивости рубля за прошлый год потратил 76,13 миллиарда долларов и 5,41 миллиарда евро. Максимум валютных интервенций пришелся на октябрь, тогда ЦБ продал 27,2 миллиарда долларов и 1,6 миллиарда евро. Если сравнивать эти показатели с 2013 годом, то объемы продаж валюты выросли очень сильно, тогда было продано всего около 24 миллиардов долларов и двух миллиардов евро.

Блохина Мария
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).