Правительство готово рассмотреть возможность снижения акцизов на алкоголь, заявил вице-президент Александр Хлопонин на совещании с профильными ведомствами и участниками рынка, сообщает газета «Ведомости».
По словам представителя Хлопонина, вопрос действительно обсуждался, но пока только на рабочих совещаниях, в повестке дня он не стоит. По информации издания, с Министерством финансов этот вопрос не обсуждался.
Руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин в беседе с «Полит.ру» напомнил, что с такой инициативой выступал руководитель Росалкогольрегулирования, когда эта служба создавалась: «Тогда тоже подразумевалось, что ставки акцизов будут снижены достаточно существенно, почти в два раза. Правда, в результате с тех пор они поднялись в два с лишним раза. Как показывает практика, это бесперспективная тема, с другой стороны, сейчас функция по выработке нормативно-правового регулирования в сфере регулирования алкогольного рынка передана Минфину, и Минфин же всегда занимался вопросами ставок акцизов», — говорит он.
«На моей памяти в общем-то единственный раз когда ставки акцизов не были повышены, это было в 2015 и в 2016 году, но именно на крепкие напитки, на пиво все равно в 2016 году поднялись ставки акцизов на 10%. Есть еще прецедент снижения ставок на вина российского происхождения из винограда, выращенного в России: в 2016 году с 8 рублей за литр ставки акцизов были снижены до 5 рублей за литр. Единственное, что сама сумма налога, которая собирается по винам, сделанным из российского винограда, составляет лишь десятые доли процентов от общих поступлений с акцизов на алкогольную продукцию, совсем несущественные поступления. И это снижение, в общем-то, никак не может сказаться на падении доходов региональных бюджетов», — рассуждает эксперт.
По его словам, в региональные бюджеты идут 40% акцизов на водку, 100% акцизов на коньяк, пиво, слабоалкогольную продукцию и 50% акцизов на спирт. «В условиях, когда регионы нуждаются в дотациях, не приходится рассчитывать на то, что вопрос снижения ставок акцизов может их как-то устроить», — добавляет Шапкин.
«С другой стороны, идут обсуждения, что постепенно, в течение трех лет акцизы будут переданы в федеральный бюджет. Это не значит, что эти доходы отберут у регионов, Минфину придется рассчитывать, чем компенсировать выпадающие части акцизов, и скорее всего, это будет происходить так же, как стало происходить после того, как система распределения акцизов 50 на 50, которая действовала до 2006 года (50% выплачивали оптовики в региональный бюджет и 50% выплачивали производители в федеральный), после этого Минфин просто старался сохранить те суммы акцизов, которые были до этого у регионов, чтобы не требовались дополнительные деньги. Методика расчетов все же сводилась к тому, что несмотря на новое распределение акцизов, регионы все равно бы получали прежние доходы», — объясняет эксперт Центра разработки национальной алкогольной политики.
Он также напоминает, что с тех пор количество ликеро-водочных заводов в стране снизилось почти в четыре раза, и в результате многие заводы, которые раньше платили акцизы в региональные бюджеты, сейчас лишены возможности работать, так как у них нет лицензии. «В этих условиях, скорее всего, Минфин будет заботиться о том, чтобы, как минимум, сохраняя на прежнем уровне ставки акцизов на алкогольную продукцию, облегчать возможность получения региональным заводам лицензию на производство алкогольной продукции, чтобы поправить эти бюджетные дыры. В связи с этим перспективы снижения ставок акцизов я не вижу. Это заявления, которые находят понимание в среде производителей алкогольной продукции, они всегда находят это понимание, и производители это поддерживают, но как показывает практика, в общем-то рассчитывать на это не стоит», — заключает Павел Шапкин.
Ведущий научный сотрудник международной лаборатории политической демографии и макросоциологической динамики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Андрей Коротаев уверен, что снижение акцизов на алкоголь — это опасная мера, которую категорически нельзя допустить.
«Ситуация сейчас, к сожалению, очень напоминает то, что у нас было в 1998-1999 и в начале 2000-х годов. Тогда ситуация была похожая, был мощный финансово-экономический кризис, и в 1999 году была очень мощная инфляция (80-90%), и тогда акцизы на алкоголь повысили только на 17%. Фактически произошло удешевление цен на алкоголь, алкоголь стал более доступен. Потом была совершенно идиотская ситуация: в 1998 по 2003 год у нас экономика еще росла, все росло, в том числе и доходы населения, снижалась безработица, но при этом выросла доступность алкоголя, и росло потребление алкоголя. В результате на фоне достаточно успешного экономического роста начала 2000-х у нас произошел совершенно колоссальный рост смертности, смертность увеличилась примерно на 400 тысяч лишних смертей в год. Это была действительно широкомасштабная демографическая катастрофа, вызванная тем же самым действием — снижением цен на алкоголь. То есть на сегодняшний день мы наступаем на те же грабли, и это поразительно», — объясняет Андрей Коротаев.
Он также приводит цифры из проведенных расчетов, согласно которым, снижение акцизов, а следственно, и стоимости спиртного приведет примерно к 5 миллионам избыточных смертей. «Это абсолютно чудовищная, катастрофическая мера. Надо делать все возможное, чтобы это прекратить, потому что мы второй раз совершаем ту же идиотскую ошибку», — уверен эксперт.
Коротаев считает, что снижение акцизов приведет к некоторому снижению потребления нелегального алкоголя, но нужно иметь в виду, что исследования профессора Нужного показали, что нелегальный алкоголь приблизительно так же токсичен, как и легальный алкоголь. «Нелегальный алкоголь у нас — это в основном та же водка, просто сделанная в третью смену, и с нее не был уплачен акциз. Поэтому в основном нелегальный алкоголь так же вреден, как и легальный. Опыт начала 2000-х годов показал, что это может приводить к некоторому сокращению производства нелегального алкоголя, но рост производства легального алкоголя перешибает все. Главное токсическое вещество в водке — это просто-напросто этиловый спирт, поэтому когда легальная водка становится более доступна, это приводит к совершенно колоссальному росту смертности: убийства, разводы, дети, оставленные в домах ребенка. Это просто полномасштабная социально-демографическая катастрофа.
Сейчас мы пытаемся повторить наши неудачи начала 2000-х годов. Поразительно, но история ничему не учит, и сейчас мы 5 миллионов россиян совершенно спокойно отправляем на кладбище, и никто совершенно не шевелится, никакого протеста. Это просто поразительная история»,— резюмирует эксперт РАНХиГС.
Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА» Вадим Дробиз в беседе с «Полит.ру» высказал мнение, что о снижении акцизов на алкоголь в правительстве задумались из-за снижении собираемости.
«У нас сегодня самая низкая цена на водку – 185 рублей за бутылку. В ней почти 75% – это налоги, акциз и НДС. Вот это и привело к тому, что у нас легальная бутылка стоит 200 рублей и дороже, но половина населения пьет нелегальную суррогатную продукцию. Самогон, аптечные настойки – по 50 рублей в эквиваленте бутылки водки. Или нелегальную водку в нелегальных магазинах, а то в автосервисах, сапожных мастерских, где угодно – по 100 рублей. Вот поэтому государство заговорило о снижении акциза. Не потому что оно задумалось, нет – оно просто стало собирать меньше акцизов. Пока петух жареный не клюнул, оно не задумывалось.
Падение акцизов для крепкого алкоголя началось в 2015 году. В этом году оно, судя по январю даже, продолжится. Ну, тут еще итогов нет, но по прошлому году видно, что собрано на 10% акцизов. Потому что государство слишком долго позволяло себе повышать ставку акцизов на крепкий алкоголь», — считает Вадим Дробиз.