В четверг стало известно, что Федеральная таможенная служба России за первые четыре месяца текущего года, с января по апрель, перечислила в федеральный бюджет 1,57 триллиона рублей, об этом сообщается на официальном сайте службы. Это почти на треть меньше, чем за аналогичный период прошлого года, когда ФТС перечислила в бюджет около 2,3 триллионов рублей.
При этом в начале апреля сообщалось, что за весь текущий год ФТС перечислит в федеральный бюджет 5,7 триллионов рублей, что на 20% меньше, чем было в прошлом году. С января по март служба выполнила этот план всего на 21%, собрав таможенных платежей на 1,21 триллиона рублей. За апрель 2015 года сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила еще почти 354,5 миллиарда рублей.
За 2014 год таможенная служба пополнила бюджет страны на 7,1 триллиона рублей, и это оказалось на 8,5% больше, чем годом ранее.
Директор Центра исследований региональных реформ Института прикладных экономических исследований РАНХиГС при Президенте РФ Александр Дерюгин напоминает, что за первые месяцы этого года объемы внешней торговли серьезно сократились. И не стоило ждать, что показатель перечислений ФТС будет на уровне прошлого года.
«Импорт упал по двум причинам: из-за санкций и обесценения рубля. Он просто стал невыгоден. Соответственно, НДС и таможенная пошлина тоже упали. Что касается экспортных пошлин на нефть и газ, то в период девальвации, которая сопровождалась падением цен на нефть, рублевые цены вроде бы удержались, но потом все равно цена нефти в рублях тоже стала падать, когда началось укрепление рубля. Из-за этого стали снижаться поступления от экспорта, экспортные пошлины на нефть. Эти два фактора сыграли на снижение общего объема доходов от внешнеэкономической деятельности», — объясняет Дерюгин. Масштабы импорта товаров действительно падают, так, только за март этого года относительно аналогичного периода прошлого года импорт продовольственных товаров сократился почти на 39%.
По мнению эксперта, к такому разрыву власти были готовы: «Снижение было заложено в поправках к федеральному бюджету на текущий год, соответственно, это не было полной неожиданностью. Хотя, конечно, это негативный момент для федерального бюджета, но, тем не менее, это произошло. Я думаю, что сейчас все будет зависеть от того, как себя будет вести курс национальной валюты, потому что он, с одной стороны, немного укрепился, с другой — цены на нефть начали расти, — говорит глава ИПЭИ РАНХиГС. — Я не думаю, что до конца финансового года будут столь же крупные проседания в поступлениях от внешнеэкономической деятельности, потому что ситуация немного отыгралась обратно и по ценам на нефть, и по курсу национальной валюты».
В целом, он не исключает, что в какой-то момент ситуация может измениться не в лучшую сторону, однако полагает, что уровень падения уменьшится: «Конечно, могут быть разного рода катаклизмы, например, на Украине или вроде новых санкций против России, которые могут ухудшить ситуацию. Это может быть, но если этого не будет, то ситуация будет улучшаться, и общее падение поступлений от Федеральной таможенной службы по итогам года будет не 30%, а меньше», — считает Дерюгин.
«Темпы падения будут ниже, чем сейчас. Но то падение, которое мы наблюдаем, не критично. При изменении параметров доходов бюджета, внесенных в начале года, была серьезно пересмотрена доходная часть бюджета и в том числе поступления от внешнеэкономической деятельности. Поэтому это сокращение поступлений тоже было вполне ожидаемым», — резюмирует эксперт.
Заведующий кафедрой Административного и финансового права Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова Анатолий Селюков считает, что это временные трудности, которые сменятся подъемом: «На бюджете сказывается все. Что касается причин этого явления, то здесь все понятно: снижение товарообмена со странами Западной Европы и другими странами, в целом наличие ряда кризисных явлений в нашей экономике. Все это в совокупности обусловило снижение поступлений в федеральный бюджет со стороны таможенной службы, которая должна была давать порядка 40% доходов федбюджета», — рассуждает Селюков.
По его мнению, сложившаяся ситуация не критична и вскоре стабилизируется: «Я думаю, мы это переживем, и не такое бывало», — уверен эксперт РЭУ.
Руководство ФТС в первых числах апреля сообщало, что серьезное снижение поступлений ожидается во второй половине года: «Мы видим снижение оборотов по импорту и, соответственно, снижение поступлений импортных пошлин. То падение, о котором говорят и мои коллеги по экономическому блоку правительства, произойдет в конце второго - начале третьего кварталов, когда закончатся долгосрочные контракты с рядом европейских государств. Тогда это (сокращение) будет более массивно», — приводит ТАСС слова главы ведомства Андрея Бельянинова.
Напомним, что в конце марта этого года сообщалось о перспективе введения сбора за экспорт товаров (стоимостью до 200 евро) юридическими лицами. Уже тогда было понятно, что на сумме таможенных сборов это сказалось бы незначительно, но могло бы негативно повлиять на ситуацию, в которой работают малый и средний бизнес.