будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Швейцария офшор банковский сектор
Май 12, 2025
Хозяйство
Блохина Мария

Наутро. 9 февраля

Наутро. 9 февраля
UBS_offices_zurich
Офис UBS в Цюрихе.. Источник: Фото: Martin Abegglen. CC BY-SA 2.0

 

 

Во вторник, 9 февраля, «Ведомости» сообщили, что швейцарские банки начали проверять соблюдение их российскими клиентами требования антиофшорного законодательства РФ. Так, по информации издания со ссылкой на банкира, швейцарский финансовый холдинг UBS отслеживает, выполняют ли его клиенты требования российского закона о контролируемых иностранных компаниях. Представители банка просят клиентов предоставить копию уведомления о КИК. В случае непредоставления документа банк может перестать работать с клиентом, там это объяснили высокими стандартами банка, по которым он не может себе позволить работать с незаконопослушными гражданами.

Доцент кафедры бизнеса и управленческой стратегии Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС Эмиль Мартиросян считает, что этот вопрос имеет две стороны: «На мой взгляд, это абсолютно законное требование, потому что сейчас создается единая система контроля и учета всех внутрибанковских операций и взаимного предоставления информации между странами. Поэтому в рамках этой глобальной системы безопасности и контроля это нормальное требование, и надо ожидать, что не только швейцарские банки, но и банки других стран будут предъявлять такие же требования. Это нормальная практика», — говорит он.

«Что касается соответствия закону, то этот закон работает и с обратной стороны. То есть даже если человек будет открывать счета в России, его тоже попросят соблюдать законодательство. Поэтому это вполне нормальная мировая практика, особенно в контексте интеграции систем контроля и отслеживания», — добавляет эксперт РАНХиГС.

Он считает, что такие проверки станут настоящим препятствием для черного капитала. «Черный капитал, конечно, в соответствии с этим требованием не может декларироваться никаким образом. Для легального капитала это не станет препятствием, а будет лишь дополнительной формальностью, которую надо будет просто пройти», — считает Мартиросян.

В целом эксперт уверен, что это позитивная тенденция в рамках формирования глобальной системы контроля за движением средств: «Тем более, банки и государства сейчас создают системы по взаимному обмену информацией. Это в том числе облегчает возможность нашим органам контроля, правоохранительным и органам финансового контроля, получать необходимую информацию. А также это помогает и зарубежным органам. То есть это все происходит в контексте создания глобальной системы контроля. Здесь нет ничего плохого и сверхъестественного, кроме как просто установление системы контроля, ведь есть закон, и его надо соблюдать», — заключает он.

Руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов увидел совершенно иной мотив в действиях швейцарских банков: «Насколько я понимаю, это инициатива швейцарских банков, и я думаю, что это является атакой на российские капиталы в Швейцарии и причем достаточно умной атакой. С чего бы швейцарские банки должны были в рамках швейцарских границ обращать внимание на какое-то российское право, российские законы или на законы другой далекой страны?»

По его мнению, есть две возможные причины: «Первая — это требование правительства в ультимативной форме проверить, кто нарушает его законы в Швейцарии, и вернуть деньги. Такой сценарий мог бы быть, но он не имеет никакого отношения к тому, что происходит. Похоже, что так. Причина состоит в том, что таким образом просто пытаются создать проблемы российским вкладчикам и российским компаниям, которые работают в Швейцарии, поставить их в трудное положение, а самое главное — надавить на российские власти. Это можно считать фактически проявлением той войны санкций, которая у нас продолжается уже очень давно», — предполагает эксперт ИГСО.

Он считает, что это еще одна форма давления на Россию. «Естественно, что российский крупный бизнес для того в Швейцарию и входил, чтобы никакие российские законы его более не беспокоили. С этой же целью он входил на Сейшельские острова, на Кипр, в Великобританию и другие офшоры. Это делалось для того, чтобы быть избавленным от российских правил, а тут выясняется, что Швейцария начинает требовать соответствия этим правилам. Естественно, это источник нервозности, даже возможный источник проблем по итогам проверки», — рассуждает Василий Колташов.

«Российский капитал может напугаться этих событий и может начать метаться, то есть ускользать из Швейцарии. Это вполне возможно, как возможно и то, что значительные средства уже выведены из швейцарских банков. При этом уход из Швейцарии под давлением этих странных проверок не означает, что в другом месте вас не может настичь то же самое.

Россия-то формально воюет с офшорами и с оттоками капиталов в офшоры. Поэтому в принципе найти в российском законодательстве статьи, которым не соответствуют компании или вкладчики (даже честные) в Швейцарии, я думаю, не сложно. То есть создать им проблемы, потребовать от них объяснений, почему они не соблюдают российские законы в Швейцарии — это очень интересно», — говорит эксперт.

«Но с другой стороны, российские патриоты могут следом потребовать, чтобы Швейцария подняла российский флаг, провела референдум и вошла в состав Российской Федерации, чтобы не только офшорное законодательство, но и все остальное законодательство Швейцарии стало российским. Как бы шутливо и иронично это ни звучало, это выглядит логично, потому что странно вообще, что Швейцарию вдруг заинтересовало российское законодательство», — резюмирует Колташов. 

Блохина Мария
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).