будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Монетизация льгот
Июль 11, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Не давайте деньги бедным!

Не давайте деньги бедным!
98_04

Как детям запрещают брать в руки спички, так и взрослым бедным людям нельзя давать на руки наличные. Потому что и те, и другие используют их не так, как нужно. Детки, понятное дело, костерок разведут прямо на полу, а вот взрослые купят на наличные не то, что им полезно и предписано начальством, а то, что им больше всего хочется. Сравнивая детей и бедных взрослых, я, понятное дело, намекаю на бушующее море страстей вокруг монетизации льгот. Страсти ведь почему разгорелись? Потому что получив скромную прибавку к пенсии аккурат перед новогодними торжествами, “льготные” категории населения потратили их на вполне понятные праздничные покупки – подарки близким, разного рода деликатесы к новогоднему столу, для хозяйства там что-нибудь, в общем, все что угодно, только не то, для чего им эти деньги выдавались. А выдавались они на оплату проезда в общественном транспорте, приобретение лекарств, оплату услуг ЖКХ и тому подобные вещи, никакого отношения к приятному времяпрепровождению не имеющие.

Хорошенько протратившись перед праздниками и в многодневные выходные, бедные взрослые только десятого января с ужасом поняли, что сделали это зря. Потому что, пытаясь попасть на работу или проехать за продуктами на оптовый рынок, они выяснили, что теперь, оказывается, надо платить за пользование общественным транспортом. Чего раньше они не делали и, видимо, считали, что и дальше, несмотря на все монетизации, делать не будут. Но увы! Столкновение с автобусными контролерами не оставило им никаких сомнений на этот счет – проезд стал платным. За пользование общественным транспортом стали требовать деньги, а их уже не было. И праздничное веселье, как всегда, обернулось тяжелым будничным похмельем.

Что случилось дальше, все уже хорошо знают. Возмущенные подобной наглостью со стороны властей, пенсионеры и инвалиды стали перегораживать шоссе, проспекты и площади, останавливать движение транспорта и даже устраивать драки с милицией. Доходить до полного беспредела и начинать переворачивать троллейбусы, поджигать бензобаки у автобусов и протыкать шины у легковушек протестующие, правда, не стали. Видимо, не из-за благих намерений, а по причине преклонного возраста и слабого здоровья. Но, если к ним присоединятся молодые и здоровые активисты разнородных политических партий и движений, увидевших в неуклюжих действиях властей шанс на возврат в большую политику, то тогда мы имеем возможность понаблюдать за небольшими уличными боями (а если кому захочется, то и поучаствовать в них). В России их не было чуть ли не с октябрьских событий 1993 года и шахтерских волнений 1997-98 годов.

Таким образом, первая более или менее серьезная попытка продолжить экономические реформы тут же разрушила согласие между народом и властью. Понятно, что никакая власть не станет сознательно действовать себе во вред, и провоцировать широкие слои населения на массовые антиправительственные выступления. И поэтому, изменяя систему финансирования социальных льгот, она должна действовать очень осторожно, стараясь по возможности растягивать во времени введение болезненных мероприятий, попутно разъясняя через средства массовой информации всю необходимость и полезность подобных действий, а не концентрировать их все сразу вокруг одной и той же даты, никого толком не ставя об этом в известность.

Естественно, не надо быть большим экономистом или психологом, чтобы понять, что получив на руки 200-300 рублей, пенсионеры и инвалиды не долго думая решили, что это очередная прибавка к пенсии, которая, к слову, только компенсирует им очередное ежегодное удорожание услуг транспорта и жилищно-коммунального хозяйства. И потратили эту “прибавку” на те цели, которые считали для себя первоочередными. То, что наличные, которые им вручили в собесе, – это не прибавка к пенсии, а компенсация ставшего для них теперь платным проезда в общественном транспорте, полностью платных лекарств и полностью платных услуг ЖКХ – об этом никто из них, к сожалению, не догадался. А когда догадался, было уже поздно.

Таким образом, наша власть, как всегда, села в лужу, и своими неуклюжими действиями стала разрушать совершенно необходимые реформы, которые не только созрели, но уже давно перезрели. Неужели трудно было понять, что людям с очень низкими доходами нельзя давать наличные на руки, потому что они тут же их потратят, а потом, как ни в чем не бывало, снова попытаются воспользоваться уже отмененными льготами? Ну вот, потратили, случайно получилось, праздники были, да пенсия сами знаете какая… Неужели нельзя было это предусмотреть и вместо наличных выдавать проездной для транспорта, карточку для телефона и медицинские чеки для оплаты лекарств? Или их трудно было подготовить? Напечатать в типографиях, разослать по домам или раздать в собесах? Или считается, что раз речь идет о “монетизации”, то льготы теперь можно выдавать только звонкой монетой? Как это ни странно прозвучит, но замена льгот денежными выплатами нарушает принцип адресной финансовой помощи, а использование неденежных финансовых инструментов, наоборот, ему полностью соответствует. И вот как раз использование денежных инструментов превратило почти треть населения страны в граждан, которых можно привлечь к административной ответственности. Но не за перегораживание улиц, а за “нецелевое использование бюджетных средств”. Ведь бюджетные деньги-то выдавались на одни цели, а были потрачены на другие. А это – нарушение законодательства.

Мы, конечно, рассчитываем, что этот кризис как-нибудь разрешиться, но очень не хотелось, чтобы после стольких лет мытарств мы снова вернулись на прежние рубежи. То есть оставили натуральные льготы в целости и невредимости. Потому что иначе следующему поколению российских пенсионеров уже не на чем будет ездить в поликлиники и на оптовые рынки.

См. также:

Ценовая дискриминация третьей степени

Как была провалена льготная реформа

Льготный обман населения

Социальный эксперимент вместо общественного диалога

Жадность и льготы

Кто выиграет от льготной реформы

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).