будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 12, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Нефть вместо олигархов

Нефть вместо олигархов
98_04
Григорий Гриценко

Очередная годовщина кризиса августа 1998 года дала прекрасный повод для многочисленных обсуждений: как такое могло произойти, ведь было все хорошо?

Если все было хорошо, то кризис мог случиться только из-за заговора кучки олигархов, которые в очередной раз попытались нагреть руки на народных бедствиях. Правда, уже здесь наблюдается некоторое несоответствие целей и методов. Олигархи, как известно, хотели не столько нажиться, сколько сместить неугодного им премьер-министра Сергея Кириенко и снова поставить более удобного Виктора Черномырдина, отправленного в отставку президентом Ельциным. Но для того, чтобы произвести обратную рокировочку, они почему-то решили обрушить государственные финансы, а заодно, как выяснилось позже, и свои собственные. Стоило ли смещение премьера таких игр – очень большой вопрос. Обычно удаление или блокировка деятельности государственных чиновников решается подковерной борьбой, а не провоцированием банковского кризиса. Поэтому версию олигархического заговора, какой бы привлекательной она ни казалась, придется отложить в сторону и поискать более внятных объяснений событий шестилетней давности.

По более традиционной версии, все началось еще в конце октября 1997 года, когда случился крах на фондовых биржах стран Азиатско-Тихоокеанского региона, после которого произошел массовый исход инвесторов с развивающихся рынков в «тихие гавани» вроде США и Европы. Доходность от вложений на этих рынках была, конечно, не такой высокой, как в Азии, но зато и риск потерять инвестиции, как тогда казалось, был не очень большим.

России этот процесс коснулся только частично – иностранный капитал в нашей экономике был еще очень слабо представлен, и участвовал в основном в спекулятивных операциях по торговле ценными бумагами. Курс ценных бумаг, в основном акций, резко упал, но серьезных последствий, в отличие от стран Юго-Восточной Азии, не последовало, так как роль биржи в хозяйстве России и тогда, и сейчас равна нулю. Существует она только как витрина рыночной экономики, созданная иностранцами и на иностранные деньги.

Но после падения курса акций произошло падение курса государственных облигаций, и Министерству финансов стало все труднее брать новые деньги с рынка и финансировать дефицит федерального бюджета. А потом, несколько месяцев спустя, уже в мае 1998 года, Минфин не только не смог привлечь дополнительные средства, но и рефинансировать уже имеющийся долг. Возникла преддефолтная ситуация, которая была отсрочена получением стабилизационного кредита МВФ. Правда, после того, как кредит был успешно проеден, а это произошло буквально за два месяца, дефолт, то есть неплатеж по государственным долговым обязательствам, стал практически неизбежен.

Такова общая канва тогдашних событий, как она описывалась в многочисленных статьях и интервью в средствах массовой информации: азиатский кризис стимулировал отток капиталов со всех развивающихся рынков, и Россию, которая пока тоже развивающийся рынок, случайно задело по касательной. Ну, а у нас на самом деле все было хорошо, и никакого кризиса не было и в помине.

К сожалению, подобные рассуждения, оставляющие за скобками ситуацию в реальном секторе экономики, серьезно искажают общую картину. Прежде, чем говорить о крахе на фондовой бирже, следовало бы указать на феноменальное падение нефтяных цен, проходившее, правда, не столь бурно, как падение курсов акций, но от этого бывшее не менее эффективным.

Цены на нефть стали снижаться еще в середине 1997 года, но не так сильно, чтобы это само по себе стало причиной экономического катаклизма. Однако каким бы медленным это снижение ни было, оно все длилось и длилось, а валютная выручка от экспорта нефти и газа все падала и падала. В конце концов, она упала до такого уровня, что компании-производители уже не могли полностью оплачивать свои расходы по добыче и транспортировке нефти. А ведь им надо было еще платить налоги и покупать госбумаги!

Естественно, чтобы удержаться на плаву, компании-производители стали резать все расходы подряд, и в первую очередь под нож сокращения попали именно вложения в ценные бумаги. Федеральный бюджет, как, впрочем, и бюджеты регионов, оказались в тисках: падение налоговых поступлений наложилось на трудности с рефинансированием долговых обязательств.

Но если долговые обязательства невозможно рефинансировать, то их надо погашать, что в условиях падения налоговых доходов не менее невозможно. Если, конечно, не прекращать финансирование всей бюджетной сферы, на что правительство пойти не могло никак. Таким образом, дефолт по государственному долгу (чтобы его не погашать) и девальвация рубля (чтобы увеличить рублевые доходы нефтеэкспортеров) вызревали сами по себе, без всякого заговора олигархов и почти без влияния азиатского кризиса.

Последующие события произошли уже автоматически. Девальвация рубля стимулировала отток вкладов населения из банков, а дефолт по гособлигациям сделал возврат этих вкладов практически невозможным – что бы выдать вкладчикам деньги, банк сначала должен был продать облигации, но сделать это он не мог, потому что после объявления дефолта все операции по ним были прекращены. Так, коллапс государственных финансов дополнился коллапсом банковской системы, который и запомнился большинству населения как банковский кризис августа 1998 года, о котором теперь принято вспоминать каждый раз, когда в российской банковской системе что-то не ладится, или приходит время очередного августа.

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).