будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Минфин нефть экономический кризис
Июль 9, 2025
Хозяйство

Нефтеденьги для государства

Российские власти продолжают искать источники покрытия дефицита бюджета. На этот раз СМИ сообщили о возможном изменении налоговых условий. Речь идет об увеличении нагрузки на нефтяную отрасль через повышение налога на добычу полезных ископаемых и экспортной пошлины.

По данным «Ведомостей», Минфин уже разослал соответствующее предложение компаниям, а сам вопрос обсуждался в министерстве 18 сентября. Как пишет «Коммерсантъ» идея высказывалась на совещании у премьера Дмитрия Медведева. Издание поясняет, что речь идет об изменении расчета ставок НДПИ и пошлины. К вычету, являющемуся одним из параметров формулы и представляющему минимальный необлагаемый налогом уровень цены на нефть, предлагается применять не текущий курс рубля к доллару, а условный курс.

В следующем году предлагается применять курс 43,8 рубля за доллар (средний курс за 2014 год, индексированный на инфляцию текущего года). Затем его индексируют на прогнозную инфляцию предыдущего года. Полученные показатели значительно ниже реального прогнозного курса Минфина, который, к примеру, на 2016 год составляет 63,5 рубля за доллар. Реальная рублевая ставка НДПИ и пошлины вырастет, так как к вычету применяется более низкий курс. Это принесет бюджету в 2016—2018 годах дополнительные 609, 525 и 476 млрд рублей.

Вычет отражает себестоимость добычи нефти. В конце прошлого года девальвация пошла на пользу нефтекомпаниям, так как налоги снизились, а расходы на поддержание добычи мало изменились. Во втором квартале этого года вычет составлял 790 рублей на тонну, а себестоимость добычи так и осталась 440 рублей. Нефтяная отрасль от кризиса, действительно выиграла. По некоторым данным, в настоящее время очищенная от налогов выручка с тонны нефти при ее стоимости в 50 примерно на 1700 рублей выше, чем при средней прошлогодней цене в 95 долларов. Таким образом, Минфин предлагает изъять часть девальвационной маржи. По оценке главы нефтегазового центра EY Дениса Борисова, рост НДПИ в 2016 году может составить 970 рублей с тонны, а в 2018 году — 845 рублей.

В результате снижения поступлений налога на прибыль пострадают региональные бюджеты. По некоторым данным, они могут не получить почти 300 млрд рублей за три года. Как пишут «Ведомости» со ссылкой на высокопоставленного чиновника из Минфина, подобные потери можно компенсировать за счет федерального бюджета.

По мнению самих нефтяников, изменение формулы расчета НДПИ на нефть грозит заморозкой проектов и падением добычи. Под ударом могут оказаться небольшие и средние месторождения, в том числе в Восточной Сибири, а также месторождения Западной Сибири. Кроме того, эта мера может негативно сказаться и на нефтепереработке.

 
Фото: fedpress.ru

По расчетам «Коммерсанта», в следующем году налоговая нагрузка по НДПИ и экспортной пошлине у ЛУКОЙЛа может вырасти на 98 млрд рублей, «Сургутнефтегаза» — более чем на 70 млрд, а у «Газпром нефти» — на 54 млрд рублей. Однако эксперты сомневаются, что соответствующая инициатива будет реализована. Не исключается, что нефтяники попытаются донести до президента губительные последствия этой меры. К тому же, инициатива по НДПИ идет вразрез с обещаниями глав государства не ухудшать налоговые условия.

«Минфин попросил дополнительный месяц для верстки бюджета — сразу стало понятно, что начнутся налоговые эксперименты. Это абсолютно запретная тема, даже в закрытых обсуждениях — лучше повысить пенсионный возраст», — заявил один из чиновников.

Согласно проектировкам доходов бюджета, рассчитанных исходя из цены нефти в 50 долларов за баррель и ее дальнейшего небольшого роста, в 2016—2018 годах доходы составят 13, 13,6 и 14,4 трлн рублей. Если не будет проводиться сокращение расходов, то возникает дефицит.

По данным «Ведомостей», Минфин подготовил два варианта сокращения. Оба сценария предполагают повышение пенсионного возраста, сокращение индексации пенсий и отказ от выплаты работающим пенсионерам. Варианты отличаются деталями — скоростью повышением пенсионного возраста, временем проведения индексации. Как отмечает издание, повышение пенсионного возраста на 6 месяцев с 2016 года позволит сэкономить более 112 млрд рублей, что почти в шесть раз меньше, чем предлагается изъять у нефтяников.

По мнению одного из источников, нефтяной отрасли предлагается заплатить за правительство, чтобы оно избежало проведения болезненных реформ в год выборов или экономии на резервах. Источники «Коммерсанта» считают, что каких-либо громких протестов со стороны нефтяников не будет, так как вопрос бюджета в сложившейся ситуации является острополитическим. Издание отмечает, что предложение Минфина будет обсуждаться как минимум до конца октября. Стоит отметить, что дополнительные 400—500 млрд рублей в год позволили бы сохранить часть средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. В противном случае резервы могут быть израсходованы уже к 2018 году.

О том, что российским властям больше нельзя повышать расходы, говорилось во время утверждения исполнения бюджета 2014 года, к которому был привязан доклад главы Счетной палаты Татьяны Голиковой о соответствующей проверке СП. В этот раз аудиторы констатировали семикратный рост бюджетных нарушений — их стало на 263,7 млрд рублей больше. Оказалось, что большинство распорядителей не использует на 100% выделяемые средства. Наибольшее неисполнение нашли у Минздрава, Роскосмоса, МЧС, и Роструда. Всего же ниже 100% расходуют средства 87 структур из 105.

Минпромторг не израсходовал 20 млрд рублей, которые выделялись на субсидии фонду технологического развития. Более 80 млрд рублей в виде взносов в уставные капиталы частично хранятся на банковских счетах. По состоянию на 1 января, свыше 120 млрд рублей не были истрачены на инфраструктуру и социальную сферу. Бюджеты не были исполнены Московской, Ростовской, Калининградской, областях и в Крыму. При этом бюджетные доходы были перевыполнены на 258 млрд рублей. Глава СП поясняла, что свыше 200 млрд— это неналоговые доходы, «которые неаккуратно планируются при формировании бюджета».

«Настало время подумать над тем, что мы создаем неуправляемую систему. Особенно, когда речь идет о формировании бюджета на один год, мы должны создать для регионов абсолютно понятную, адекватную систему межбюджетных отношений», — заявила Голикова.

читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).