будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
нефть санкции
Июль 9, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Нефтяной рычаг политического давления

Нефтяной рычаг политического давления
oil-4
Мировые цены на нефть. Источник: Фото: breakingenergy.com

Среди мер экономического воздействия, которые США и ЕС могут использовать для давления на российское руководство, существует, в частности, потенциальная возможность резкого снижения мировых цен на нефть. Во всяком случае, некоторые движения в эту сторону уже делаются. И это выглядит вполне логично: если США изо всех сил стараются вытеснить с европейского континента российский газ, то почему бы не попробовать сделать что-то подобное и с нефтью? Тем более, что если в случае поставок американского газа для европейских потребителей действует существенное ограничение в виде его высокой цены, то вот с нефтью все будет как раз наоборот – ее цена должна снизиться – поэтому европейские потребители наверняка будут довольны и поддержат американский план.

Эффект изменения цен на нефть для российской экономики хорошо понятен, поэтому мы скажем о нем достаточно коротко. Во-первых, после падения нефтяных цен автоматически снизятся экспортные цены на газ, так как они привязаны к нефтяным ценам. Во-вторых, после этого падения резко снизятся прибыль и, соответственно, возможности для инвестирования нефтегазовых компаний. В-третьих, российский государственный бюджет недосчитается приличного количества налоговых поступлений - экспортных пошлин на нефть и газ, а также налога на прибыль нефтегазовых компаний – что вынудит сократить бюджетные расходы. В-четвертых, снизятся доходы работников нефтегазовой и смежных с ней отраслей, а также доходы производителей товаров и услуг, потребляемых работниками этих отраслей.

 
Фото: businessinsider.com

Таков почти полный букет неприятностей, которыми грозит российской экономике падение цен на нефть. Хорошо это понимая, американская администрация изо всех сил стремится использовать фактор цен на нефть как средство давления на российское политическое руководство. Она тем более стремится это делать, что хорошо помнит относительно недавнее прошлое. Так, считается, что одним из факторов, ускоривших кризис Советского Союза, было резкое падение цен на нефть в 1986 году. Это падение, вроде бы, было вызвано Саудовской Аравией, которая, подчиняясь давлению администрации Рейгана, резко увеличила добычу нефти и уронила на нее цену.

То, что подобный вариант может повториться, свидетельствует недавний визит Президента США в Саудовскую Аравию, во время которого, по слухам, обсуждалась такая же возможность.

Аналогичная ситуация с нефтяными ценами была и в более близкие времена. Падение нефтяных цен и в 1998 году, и в 2008 году ставили российскую экономику в крайне неприятное положение, из которого ей с большим трудом удавалось выпутаться. Поэтому приписываемые администрации Обамы надежды использовать «нефтяной шантаж» против российского руководства, возможно, имеют шансы на успех.

Правда, надо все-таки отметить, что с 1980-х гг. утекло много воды, и ситуация в нефтедобывающей промышленности сильно поменялась. Относительный дефицит углеводородов вынудил американские компании использовать для получения нефти и газа низкокачественные ресурсы вроде сланцевого газа и сланцевой нефти, а компаниям, работающим на традиционных месторождениях, приходится добывать сырье со все более низких горизонтов. И оба этих фактора приводят к сильному повышению себестоимости добычи.

Этот рост себестоимости добычи нефти и газа на американском континенте ставит сильные ограничения политике снижения цен на углеводороды. Более или менее значимое снижение цен приведет финансовые результаты американских компаний к аналогичному состоянию российских компаний, то есть к убыткам. Тогда получится, что администрация США воюет против национального бизнеса, который она вроде бы должна изо всех сил поддерживать.

Если же посмотреть на состояние дел американского контрагента – Саудовской Аравии, то здесь дела у нефтяников идут гораздо лучше и проблем с ростом стоимости добычи вроде бы не существует – аравийская нефть по-прежнему самая дешевая в мире. Поэтому снижение цен на нефть страны Аравийского полуострова могли бы выдержать более или менее спокойно.

Правда, здесь тоже существует несколько трудностей. Чтобы существенно снизить цены, надо не менее существенно увеличить добычу нефти. Но Саудовская Аравия – член ОПЕК, поэтому в одностороннем порядке увеличить добычу нефти она не может. Чтобы это сделать, ей придется добиться согласия всех остальных стран-членов, и вряд ли оно будет получено. Скорее всего, Саудовской Аравии будет отказано или, на худой конец, может быть достигнуто соглашение об увеличении добычи всеми членами организации.

 
Генеральный секретарь ОПЕК Абдалла Салем аль-Бадри. Фото: alarabiya.net

Но эта тема требует отдельного рассмотрения, и мы ее вынесем за скобки, а пока перейдем к рассмотрению другой трудности во взаимоотношениях США и крупнейших нефтедобывающих стран.

Когда несколько лет назад перспективы углеводородов из нетрадиционных источников стали проясняться, администрация Обамы ухватилась за возможность нарастить их добычу, мотивировав это необходимостью снизить зависимость экономики США от «ненадежных» поставщиков. К ним как раз и были причислены нефтедобывающие страны Аравийского полуострова и Персидского залива. А теперь получается, что именно к этим «ненадежным поставщикам» американские политики вынуждены обращаться за помощью при желании создать финансовые трудности России.

Подводя итог, заметим, что страны Ближнего Востока смогут выдержать снижение цен на нефть, но его не смогут выдержать компании, работающие на территории США и Канады. Более того, если они в результате «новой ценовой политики» разорятся, то зависимость США от традиционных поставщиков нефти только усилится, а не уменьшится.

Если подобного рода планы реализуются, то это будет, конечно, чудесным кульбитом американской внешней политики. Хотя политикам к подобного рода кульбитам не привыкать.

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).