будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 20, 2025
Хозяйство

Некоторые депутаты впрямую заявляют, что, пока с ними не договорятся о судьбе Мосэнерго", они будут придумывать любые причины, чтобы тормозить закон"

Сегодня глава правления РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс прокомментировал недавнее заявление экономического советника президента Андрея Илларионова о том, что ситуация в РАО является национальной "бедой, угрозой и позором" и что виновато в этом некомпетентное руководство компании. Чубайс сказал, что колебания курса акций компании - обычное дело: "Это происходит со всеми компаниями во всем мире". Однако Илларионов критикует менеджмент РАО, только когда акции падают, а "когда они вверху - он молчит", отметил Чубайс. По его мнению, Илларионов проиграл дискуссию по реформе РАО ЕЭС в правительстве, в Госсовете и у президента и сейчас пытается "вскочить в уходящий поезд" (пакет законов по реформированию энергетики будет приниматься в Думе в первом чтении всего через две недели).

Впрочем, рассмотрение пакета в Думе пока не обещает быть легким. С одной стороны, говорит зампред правления РАО ЕЭС Вячеслав Синюгин, за его принятие выступают и правые депутаты, и центристские фракции (с определенными оговорками: например, они настаивают на законодательном закреплении в государственной собственности 52% в ФСК), и некоторые влиятельные губернаторы (после того как правительство согласилось пойти им на некоторые уступки). В то же время имеется и достаточно серьезное противодействие реформе, в том числе - со стороны правительства Москвы, настаивающем на передаче ему 51% "Мосэнерго" (РАО такая позиция не устраивает: там считают, что реструктуризация "Мосэнерго" должна проходить по базовому варианту). Тем не менее, считает Синюгин, по-настоящему существенных препятствий для реформы электроэнергетики все же нет, пакет законов непременно будет принят, хотя срок либерализации рынка при этом может оказаться сдвинутым на год - до 2005 года.


При обсуждении энергетического пакета в Думе чего сейчас больше - экономики или политики?

В обсуждении присутствуют обе линии: и экономическая, и политическая. Экономическая включает в себя прогноз, связанный с динамикой цен и тарифов, включает дискуссии, которые проходили в научных кругах, по обоснованию самой программы реформирования.

Добавляется ли что-то благодаря этим дискуссиям к Вашему пониманию экономической составляющей реформы?

На мой взгляд, нового в этом смысле не добавляется, присутствуют все те же позиции. На стадии разработки мы достаточно глубоко погрузились в проблему, Минэкономики тоже заказывало исследования. Так что мы знаем, что делаем. Это - результат исследований, которые были проведены, изучения мирового опыта, который есть в этой области.

Изменилось ли что-то в обсуждении политической линии реформы?

Если считать сферу госрегулирования политикой, то изменилось. Ранее позиция федеральной власти была жесткой и направленной на объединение всего регулирования в федеральном центре. Сейчас же произошло распределение обязанностей между федеральным уровнем и уровнем субъекта федерации. И, с моей точки зрения, выстроить ответственность по этим уровням содержательно правильно. Я понимаю, что в этом есть элемент торговли тех или иных губернаторов за часть власти, которая связана с наличием РЭКа, с возможностью регулировать тарифы, с возможностью участвовать в какой-то собственности, о которой они постоянно говорят. Об этом же говорят представители Москвы, которые прямо заявляют, что им нужно отдать 51% акций в Мосэнерго. Вокруг этого торговля и происходит.

Какие группы интересов, судя по думскому обсуждению, Вы бы выделили?

Пожалуй, можно выделить несколько групп интересов. Первая - это либерально настроенные депутаты. Это СПС и, наверное, отчасти "Яблоко". При этом по ряду вопросов "Яблоко" занимает очень либеральную позицию. Например, по вопросу, связанному с вертикальной интеграцией, позиция Игоря Артемьева состоит в том, что разделение АО-энерго по видам бизнеса абсолютно необходимо. Его позиция еще более жесткая по сравнению с предложениями правительства. Дальше - есть центристы. Они высказали ряд пожеланий прогосударственной направленности. Это - 100-процентная государственная собственность в атомной генерации, ограничение веерных отключений (это пожелание учтено). Еще одно их предложение состоит в закреплении 52% ФСК в государственной собственности. Третья группа - это левый фланг (коммунисты и аграрии), которые сегодня выступают скорее против реформы. И, честно говоря, я не заметил ни одного содержательного суждения с их стороны. Кроме этого, есть еще интересы крупных финансово-промышленных групп, которые транслируются через близких им (группам) депутатов. Есть позиции руководителей ряда регионов. Причем важно отметить разворот, который произошел в понимании реформы у таких влиятельных лидеров регионов, как Шаймиев, Рахимов, которые письменно зафиксировали свое положительное отношение к реформе. Я имею в виду решение Законодательного собрания Татарстана о поддержке правительственного пакета законов и письмо Рахимова, которое он недавно направил на имя Селезнева, где среди прочих условий сказано о необходимости прохождения законов, чтобы снять существующую неопределенность. Это достаточно мощная, влиятельная сила. И здесь, конечно же, нельзя не назвать Москву, Лужкова. В Москве я пока вижу позицию неприятия реформы. Правительство еще не завершило консультации с Лужковым. В ходе консультаций, которые мы вели по линии правительства Москвы, мы предложили реформировать "Мосэнерго" по базовому варианту. В этой стадии переговоры пока и находятся.

Возможен ли в принципе следующий компромисс: правительство смягчает позицию по реформированию "Мосэнерго", а депутаты, представляющие интересы московского правительства, голосуют за пакет законов в Думе?

Мне не известно пока о таких комбинациях, хотя некоторые представители депутатского сообщества впрямую заявляют, что, пока с ними не договорятся о судьбе "Мосэнерго", они будут придумывать любые, самые чудовищные, причины, чтобы тормозить закон. И они действительно это делают.

Что является главным содержательным аргументом против реформы в ее нынешнем виде?

На сегодняшний день я не вижу каких-то глубинных, содержательных препятствий. Я вижу, что нужна четкая позиция четырех центристских фракций. И она сейчас вырабатывается. Есть четкая позиция правительства: Касьянов сказал, что реформы не приостанавливаются, они будут реализовываться. Он также сказал на заседании правительства, что и президент не давал указаний приостанавливать реформу. Я сам был на этом заседании и лично слышал речь Касьянова о том, что у президента и правительства поступательная позиция в отношении реализации реформы. Да, возможна тактическая сдвижка срока либерализации рынка на один год, на 2005 год - с учетом задержки в Думе. Но это просто тактический ход, связанный с тем, что надо уложиться во все процедуры. Вот и все.

("Полит.Ру" представлял Евгений Натаров)

читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).