Преддверие Нового Года, как ужезаведено несколько лет тому назад, открывается неприятными подарками населению –повышением тарифов на продукцию и услуги разного рода монополий – федеральных ирегиональных. Россияне к этому уже немножко попривыкли, но нынешний и, чтосамое главное, будущий год мало похожи на предыдущие. Во всем мире, да и у настоже, бушует экономический кризис, а во время кризиса, как хорошо известно изтеории, а также из практики, цены снижаются. У нас, однако, все происходит так,как будто никакого кризиса нет и в помине, а мировая экономика по-прежнемупредъявляет повышенный спрос на наши углеводороды, и поэтому надо эффективноотсекать внутренний спрос, повышая на них цены, чтобы удовлетворить спрос внешний.Но мировая экономика уже ничего такого не требует. Иррациональное поведениероссийских монополистов можно объяснить двояко: либо они делают вид, будто внашей экономике все хорошо и дела идут, как и раньше, либо они плохо знаютэкономическую теорию.
Правда, пока до конкретногоповышения цен и тарифов всеми монополиями, естественными и неестественными,дело еще не дошло, так как продолжается закрытая дискуссия о темпах этогоповышения и проникающие наружу цифры имеют шанс оказаться предварительными. Нокое-что стало известно определенно: проезд на общественном транспорте в Москвеподорожает на 16%. Московская мэрия объясняет этот непопулярный шаг ростом ценна электроэнергию, инфляцией и экономическим кризисом. Это объяснение можносчитать очередным интеллектуальным шедевром. Идея его не может не восхитить –объяснять рост тарифов: а) ростом цен; б) инфляцией. Видимо, его авторы плохопонимают, что рост цен на электроэнергию и инфляция – это явления одногопорядка. Если цены постоянно растут, то значит, имеет место инфляция. А еслиесть инфляция, то и цены постоянно растут. Более того, повышая свои цены,монополии как раз инфляцию усиливают.
Но объяснять рост цен инфляцией,а инфляцию – ростом цен - давно используемая и очень простая схема, поэтому внее для актуальности добавили экономический кризис, плохо понимая, чтокризис-то эту схему разрушает. Разрушение происходит по вполне ясной причине. Посколькуиз-за кризиса падают цены на энергоносители (цена, например, нефти, упала в разы),то производство электроэнергии и моторного топлива дешевеет в той же пропорции.Соответственно, цена, по которой городской общественный транспорт закупаетэлектричество и топливо у производителей, также должна снижаться, а вместе сней – и себестоимость перевозок.
Но эта простая экономическаязакономерность плохо доходит до организаторов городского хозяйства. Они,видимо, считают, что Москва – это такое место на Земле, где все всегда будетхорошо, никакой кризис его не коснется, и поэтому каждое утро и каждый вечертолпы трудящихся будут осаждать автобусы, трамваи и метро, поэтому постояннорастущая цена на проезд себя вполне окупит.
Она тем более себя окупит, чторастущие пассажиропотоки требуют для своего обслуживания все больше и большеновых транспортных единиц, которые надо постоянно закупать, как раз на деньги,полученные от повышения стоимости проезда. Но, как нам кажется, эта иллюзияскоро развеется, когда пассажиропоток упадет из-за роста безработицы, а вместе ним– выручка от реализации услуг городского транспорта. Поэтому мэрия вряд ли сможетрассчитывать на получение тех доходов, которые она заложила в свой финансовыйплан.
Но, к слову, невыполнениефинансового плана вовсе не означает невыполнение плана инвестиционного. И еслигородские службы действительно предполагают приобрести дополнительное количествотранспортных средств и обеспечить прокладку новых транспортных коммуникаций, тоэти инвестиции все равно можно будет реализовать. Во-первых, потому, что припадении стоимости топлива и энергии снизится себестоимость грузоперевозок и,соответственно, у автотранспортных предприятий высвободятся ресурсы, которыеможно будет использовать на финансирование капитальных вложений. И, во-вторых,упадут цены не только на топливо, но и на подвижной состав, а также настроительные материалы. В общем, возможностей для экономии будет более чемдостаточно, и инвестиционные планы можно будет спокойно выполнить.
Поэтому, как нам представляется,тарифы на проезд в общественном транспорте, не говоря уже и о другихмонопольных услугах, можно было бы и не повышать. О снижении тарифов, вполнеестественном в период кризиса, мы даже и не заикаемся.
Пожалуй, единственным аргументомв защиту политики роста тарифов может служить тот факт, что, несмотря на весьих рост в прошлом, а также несмотря на снижение текущих и капитальных издержекв будущем, работа городского общественного транспорта все равно остаетсяубыточной. Но, к сожалению, проверить этот факт не представляется возможным.Никакой информации о денежных потоках и результатах финансовой деятельноститранспортных предприятий Москвы в открытом доступе нет, поэтому судить обэффективности его работы мы не можем.
Было бы желательно, чтобы передочередным повышением цен и тарифов соответствующая информация появлялась впрессе, хотя бы в качестве сладкой закуски для горькой пилюли.