«Доменный скандал» близок к разрешению. Ru-Center, подозрительно легко приобретший права на 60 миллионов доменов в зоне .рф, пересмотрит итоги аукциона. Произошло это сразу после покупки компании Михаилом Прохоровым. История показательна в качестве иллюстрации принципов ведения бизнеса в России.
Координационный центр национального домена сети Интернет (КЦ) и крупнейший российский регистратор Ru-Center в четверг договорились о пересмотре итогов аукционов, на которых были проданы тысячи доменов в зоне .рф.
Это событие может стать завершением громкого скандала с регистрацией доменных имен в этой зоне. В ноябре 2010 года центр по распределению доменных имен в доменной зоне .рф открыл массовую регистрацию кириллических доменов. Ru-Center ухитрился сразу скупить более 60 миллионов имен — примерно половину от всех. 25 тысяч из них компания продала на закрытых аукционах. Чтобы обойти ограничения КЦ, согласно которым одна компания имела право зарегистрировать только 4800 доменов в час, Ru-Center заключал специальные соглашения с другими регистраторами.
После того, как скандал стал темой многочисленных публикаций, домены были заблокированы. Темой заинтересовались в Генпрокуратуре и Федеральной антимонопольной службе. После чего подозрительно быстро было заявлено о продаже компании структуре Hosting Community, связанной с РБК (основной бенефициар — Михаил Прохоров). Компании официально заявили, что ожидают от сделки «большого синергетического эффекта». Была ли атака предпродажным «сливом» для подвижек по цене у продавца — непонятно. Выглядит так, что РБК просто воспользовался неудачами объекта поглощения
Участники рынка язвительно комментируют, что у РБК сильные позиции в КЦ и Ru-Center «лег» под РБК. Что, впрочем, не совсем верно — в совете КЦ присутствуют и представитель Hosting Community Александр Панов (теперь он стал управляющим Ru-Center), и бывший глава Ru-Center Алексей Лесников. Под «связями», по всей видимости, участники рынка подразумевают замминистра связи Илью Массуха, который вошел в совет КЦ в декабре 2010 года и ныне курирует зону .рф от государства. Тогда же совет КЦ покинул директор РосНИИРОС Алексей Платонов (структура до 2001 года была единственным в России регистратором доменных имен, а в 2001 году выступила учредителем Ru-Center).
Ru-Center — крупнейший регистратор доменов в России и, как заявляют в компании, в Восточной Европе. Для РБК компания действительно интересна. Сделка позволяет компании занять лидирующие позиции сразу на двух рынках одной технологической цепочки — рынка хостинга и доменных услуг.
Мейджоры (это справедливо и по отношению к остальному миру) в любом секторе не любят и не ценят конкуренцию. Если их несколько, то конкурируют они между собой, устанавливая для остальных участников рынка, особые, дискриминирующие условия для входа на рынок. Классический пример - «большая тройка» сотовых операторов и остальные игроки рынка.
При условии, что крупная компания одна — она пользуется еще большим преимуществом, ведь ей даже не приходится заключать картельные соглашения. Скажем, у «Газпрома» есть доступ к трубе и остальные игроки не могут уже много лет добиться паритетного и прозрачного доступа в нее (см. Последний довод «Газпрома»). Объективная реальность на рынке всяческих информационных технологий заключается в том, что первый, придумавший некоторую фишку, не может застолбить ее навсегда. При распределении доменных имен, впрочем, мы имеем дело с классическим российским рынком — будь то сырьевой или перерабатывающие сектор.
Доступ к эксклюзивной информации от распорядителя ресурсов, неформальные связи с ним и отстроенная система взаимодействия позволяет компании лидеры стать вечным лидером. Вхождение на рынок с одним доминирующим игроком затруднено, а после вхождения игроки вынуждены вечно оглядываться на лидера. Войти на такой рынок по-русски — купить компанию. Только за этот год не вполне дружественно был поглощен, скажем, «Уралкалий» и «Сильвинит». Ru-Center — история из той же оперы.
Проблема в том, что теперь у антимонопольщиков (особенно после демонстративного перемирия КЦ и Ru-Center) пропадет мотивация далее пристально следить за деятельностью нового игрока на рынке. Создание же нового лидера еще и на рынке хостинга вряд ли приведет к улучшению конкурентной среды.