будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 16, 2025
Хозяйство
Сурначева Елизавета

Несвоевременный налог

В ходе круглого стола «Деловой России» и Ассоциации независимых центров экономического анализа НДС был назван «устаревшим» или, напротив, «рановатым» для России, или просто избыточным. На чем свет стоит разносилась и система налогообложения и налогового администрирования вообще.

По данным исследования ГУ-ВШЭ и Всемирного банка, проведенным в 2007 году, на первом месте среди проблем российского бизнес – уровень налогов. В первую четверку входит и проблема администрирования налогов. Причем, согласно подсчетам «Деловой России», нынешнюю среднюю совокупную налоговую нагрузку – 55%- позволяет выдерживать лишь уровень рентабельности сырьевых компаний, а для обрабатывающей промышленности он является почти катастрофическим.

В свете последнего пожелания Владимира Путина сделать ставку налога на добавленную стоимость «единой и максимально низкой» (на уровне 12-13%, как позже уточнил Аркадий Дворкович), высказанного на Госсовете, НДС и стал главной темой обсуждения круглого стола «Налоговая реформа и экономический рост», проведенного общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» и Ассоциацией независимых центров экономического анализа. Председатель «Деловой России» Борис Титов не без удовлетворения заметил, что вопрос об НДС в речи Путина был «личной позицией президента».

Это действительно было меньше всего похоже на инициативу Минфина, неоднократно высказывавшегося против идеи реформирования НДС. В течение последних лет Алексей Кудрин и бывший глава Минэкономразвития Герман Греф утверждали, что снижение НДС грозит России многочисленными финансовыми бедами: повышением инфляции, чрезмерным укреплением рубля, повышением зависимости бюджета от нефтегазовых доходов и многими другими. В пятницу после выступления Путина на Госсовете Алексей Кудрин заявил, что ни о каких точных сроках радикальной реформы НДС пока речи быть не может, да и снижение этого налога затянется до 2020 года (cм. об этом также: Налоговая система: итоги и перспективы: интервью с директором Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ Ильей Труниным)

Представляя новую концепцию НДС от «Деловой России», председатель экспертного совета организации Антон Данилов-Данильян, обозначил высокую налоговую нагрузку на предприятия как одну из главных проблем российской экономики.

Директор Института анализа предприятий и рынков ГУ-ВШЭ Андрей Яковлев позже отметил, что отмечание налогового бремени как главной проблемы для бизнеса, характерно во всем мире. По его словам, в 2007 году крупный и средний бизнес на первом месте среди проблем обозначили дефицит кадров, а мелкий – налоги.

За последний год бизнес отмечает и улучшения, как то доступность кредитов, стабильность госполитики и налоговые нагрузки. Кроме того, именно налоговые службы заняли первое место в оценке качества работы государственных институтов.

Налоговая система, по мнению Данилова-Данильяна, должна способствовать уменьшению теневого сектора российского экономики  - до 15% «западного стандарта» против 40%, обозначенных МВД.

Заведующий лабораторией финансово-кредитных механизмов экономического развития Центрального экономико-математического института РАН Юрий Петров отметил, что НДС для страны с активным положительным торговым сально невыгоден в принципе.

Согласно разработанной концепции «Деловой России», для эффективного и конкурентного развития российского бизнеса, следует отказаться от льготных систем и от регрессивной шкалы налогообложения. НДС, ЕСН, НДФЛ должны быть подведены под единую ставку 12%. Общий уровень налогового бремени тогда составит 35-36%, что уже похоже на показатели в странах-конкурентах (в отчете «ДР» такими странами были названы Китай, Индия, Бразилия, Вьетнам, Малайзия, Эстония и др.)

Член комитета СФ по бюджету Александр Починок, назвал нынешнюю налоговую систему России «каменным веком»: «То, что у нас сейчас делается – каменный век. ЕСН, который вроде бы должен расти, умер. Он должен быть заменен персонифицированным налогами».

Заместитель председателя совета Ассоциации региональных банков Владимир Гамза также выступил за полную отмену НДС: «Чтобы предприятиям выйти из тени, надо вообще отменить НДС. А то сейчас все оказываются в замкнутом порочном круге. Предприятия конкурируют исключительно в рамках неуплаты налогов. А если кто-то вдруг начинает платить налоги, то становится неконкурентоспособным». Кроме того, по его словам, необходимо поставить заново вопрос о «настоящей» налоговой амнистии, теперь уже для компаний, не такой, как предыдущая, которая ничего не дала.

Директор ЗАО «1С» Борис Нуралиев, резко выступая против НДС, практически не только гипотетически бескорыстно принес в жертву реформированию налога свое производство («Лично мне переход к налогу с продаж невыгоден: у меня с отменой НДС рынок на треть уменьшится»), но и бессердечно лишил занятия более миллиона человек: «В стране 2,5 млн. человек бухгалтеров. Из них 1 млн. занимается НДС. В налоговых службах около 60 тысяч человек тех, кто ловит должников НДС. А всего у нас работает миллионов 70 граждан. Итого, около 1,5-2% работающего населения занимается надуманной проблемой!»

Не всеми участника круглого стола последствия снижения налоговой ставки были оценены исключительно как положительные.

Так, руководитель направления «Межбюджетные отношения» Центра фискальной политики Александр Дерюгин, предположил, что часть освободившихся после снижения налогового бремени средств пойдет просто на увеличение откатов: «У нас ведь, как сказал президент, без взятки никуда не пойдешь».

Юрий Никонов, председатель совета директоров «Юнитекс», предположил, что со снижением налога сразу произойдет ужесточение условий сбора налогов: «Оно уже происходит: в банки приходят документы с просьбой поиска фирм-однодневок» (большинство фирм-однодневок создается именно для укрытия части НДС).

В целом, словам представителей «Деловой России», совершенствование налоговой системы должно быть сориентировано на решение обозначенных проблем российской экономики.

1. Снижение налоговой нагрузки на предприятия с 50-55% до 30-35%, в том числе путем совершенствования администрирования НДС и модернизации ЕСН - для преодоления монополизации экономики и формирования конкурентных рынков через развитие несырьевого сектора.

2. Снижение на 50% налог на прибыль, реинвестированную компаниями на развитие производства, в том числе в покупку иностранных технологий, для стимулирования процесса обновления основных фондов.

3. Переход от ежеквартальной к ежегодной системе бухгалтерской отчетности

4. Разрешение предприятиям вычитать из налогооблагаемой базы налога на прибыль до 50% стоимости затрат компания (но не более 10% от прибыли до уплаты налогов) на обучение специалистов в лицензированных учебных заведениях – для стимулирования развития начального и среднего профессионального образования.

5.Отмена налог на дивиденды на акции, купленные в результате первичного размещения – для стимулирования развития фондового рынка.

6. Внесение поправок в Налоговый кодекс, частично освобождающих от налогообложения доходы, направляемые в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) – с целью ускоренного развития НПФ.

7. Введение налоговых каникул и кредитов (полное или частичное освобождение от уплаты отдельных видов налогов для вновь создаваемых предприятий), ввести гарантии от увеличения налогового бремени, дополнительные льготы по налогу на имущество и вновь приобретаемое оборудование – для реализации инновационно-промышленной политики.

См. также:

  • Налоговая система: итоги и перспективы. Интервью с директором Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ Ильей Труниным
  • Стихийный либерализм и демократия налогоплательщика. Резюме открытого семинара
  •  «Должны смениться поколения чиновников, чтобы что-то изменилось всерьез». Интервью с Аркадием Дворковичем. Часть 1
  • «Мы все время должны изобретать лучшее». Интервью с Аркадием Дворковичем. Часть 2
Сурначева Елизавета
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).