В ходе круглого стола «Деловой России» и Ассоциации независимых центров экономического анализа НДС был назван «устаревшим» или, напротив, «рановатым» для России, или просто избыточным. На чем свет стоит разносилась и система налогообложения и налогового администрирования вообще.
По данным исследования ГУ-ВШЭ и Всемирного банка, проведенным в 2007 году, на первом месте среди проблем российского бизнес – уровень налогов. В первую четверку входит и проблема администрирования налогов. Причем, согласно подсчетам «Деловой России», нынешнюю среднюю совокупную налоговую нагрузку – 55%- позволяет выдерживать лишь уровень рентабельности сырьевых компаний, а для обрабатывающей промышленности он является почти катастрофическим.
В свете последнего пожелания Владимира Путина сделать ставку налога на добавленную стоимость «единой и максимально низкой» (на уровне 12-13%, как позже уточнил Аркадий Дворкович), высказанного на Госсовете, НДС и стал главной темой обсуждения круглого стола «Налоговая реформа и экономический рост», проведенного общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» и Ассоциацией независимых центров экономического анализа. Председатель «Деловой России» Борис Титов не без удовлетворения заметил, что вопрос об НДС в речи Путина был «личной позицией президента».
Это действительно было меньше всего похоже на инициативу Минфина, неоднократно высказывавшегося против идеи реформирования НДС. В течение последних лет Алексей Кудрин и бывший глава Минэкономразвития Герман Греф утверждали, что снижение НДС грозит России многочисленными финансовыми бедами: повышением инфляции, чрезмерным укреплением рубля, повышением зависимости бюджета от нефтегазовых доходов и многими другими. В пятницу после выступления Путина на Госсовете Алексей Кудрин заявил, что ни о каких точных сроках радикальной реформы НДС пока речи быть не может, да и снижение этого налога затянется до 2020 года (cм. об этом также: Налоговая система: итоги и перспективы: интервью с директором Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ Ильей Труниным)
Представляя новую концепцию НДС от «Деловой России», председатель экспертного совета организации Антон Данилов-Данильян, обозначил высокую налоговую нагрузку на предприятия как одну из главных проблем российской экономики.
Директор Института анализа предприятий и рынков ГУ-ВШЭ Андрей Яковлев позже отметил, что отмечание налогового бремени как главной проблемы для бизнеса, характерно во всем мире. По его словам, в 2007 году крупный и средний бизнес на первом месте среди проблем обозначили дефицит кадров, а мелкий – налоги.
За последний год бизнес отмечает и улучшения, как то доступность кредитов, стабильность госполитики и налоговые нагрузки. Кроме того, именно налоговые службы заняли первое место в оценке качества работы государственных институтов.
Налоговая система, по мнению Данилова-Данильяна, должна способствовать уменьшению теневого сектора российского экономики - до 15% «западного стандарта» против 40%, обозначенных МВД.
Заведующий лабораторией финансово-кредитных механизмов экономического развития Центрального экономико-математического института РАН Юрий Петров отметил, что НДС для страны с активным положительным торговым сально невыгоден в принципе.
Согласно разработанной концепции «Деловой России», для эффективного и конкурентного развития российского бизнеса, следует отказаться от льготных систем и от регрессивной шкалы налогообложения. НДС, ЕСН, НДФЛ должны быть подведены под единую ставку 12%. Общий уровень налогового бремени тогда составит 35-36%, что уже похоже на показатели в странах-конкурентах (в отчете «ДР» такими странами были названы Китай, Индия, Бразилия, Вьетнам, Малайзия, Эстония и др.)
Член комитета СФ по бюджету Александр Починок, назвал нынешнюю налоговую систему России «каменным веком»: «То, что у нас сейчас делается – каменный век. ЕСН, который вроде бы должен расти, умер. Он должен быть заменен персонифицированным налогами».
Заместитель председателя совета Ассоциации региональных банков Владимир Гамза также выступил за полную отмену НДС: «Чтобы предприятиям выйти из тени, надо вообще отменить НДС. А то сейчас все оказываются в замкнутом порочном круге. Предприятия конкурируют исключительно в рамках неуплаты налогов. А если кто-то вдруг начинает платить налоги, то становится неконкурентоспособным». Кроме того, по его словам, необходимо поставить заново вопрос о «настоящей» налоговой амнистии, теперь уже для компаний, не такой, как предыдущая, которая ничего не дала.
Директор ЗАО «1С» Борис Нуралиев, резко выступая против НДС, практически не только гипотетически бескорыстно принес в жертву реформированию налога свое производство («Лично мне переход к налогу с продаж невыгоден: у меня с отменой НДС рынок на треть уменьшится»), но и бессердечно лишил занятия более миллиона человек: «В стране 2,5 млн. человек бухгалтеров. Из них 1 млн. занимается НДС. В налоговых службах около 60 тысяч человек тех, кто ловит должников НДС. А всего у нас работает миллионов 70 граждан. Итого, около 1,5-2% работающего населения занимается надуманной проблемой!»
Не всеми участника круглого стола последствия снижения налоговой ставки были оценены исключительно как положительные.
Так, руководитель направления «Межбюджетные отношения» Центра фискальной политики Александр Дерюгин, предположил, что часть освободившихся после снижения налогового бремени средств пойдет просто на увеличение откатов: «У нас ведь, как сказал президент, без взятки никуда не пойдешь».
Юрий Никонов, председатель совета директоров «Юнитекс», предположил, что со снижением налога сразу произойдет ужесточение условий сбора налогов: «Оно уже происходит: в банки приходят документы с просьбой поиска фирм-однодневок» (большинство фирм-однодневок создается именно для укрытия части НДС).
В целом, словам представителей «Деловой России», совершенствование налоговой системы должно быть сориентировано на решение обозначенных проблем российской экономики.
1. Снижение налоговой нагрузки на предприятия с 50-55% до 30-35%, в том числе путем совершенствования администрирования НДС и модернизации ЕСН - для преодоления монополизации экономики и формирования конкурентных рынков через развитие несырьевого сектора.
2. Снижение на 50% налог на прибыль, реинвестированную компаниями на развитие производства, в том числе в покупку иностранных технологий, для стимулирования процесса обновления основных фондов.
3. Переход от ежеквартальной к ежегодной системе бухгалтерской отчетности
4. Разрешение предприятиям вычитать из налогооблагаемой базы налога на прибыль до 50% стоимости затрат компания (но не более 10% от прибыли до уплаты налогов) на обучение специалистов в лицензированных учебных заведениях – для стимулирования развития начального и среднего профессионального образования.
5.Отмена налог на дивиденды на акции, купленные в результате первичного размещения – для стимулирования развития фондового рынка.
6. Внесение поправок в Налоговый кодекс, частично освобождающих от налогообложения доходы, направляемые в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) – с целью ускоренного развития НПФ.
7. Введение налоговых каникул и кредитов (полное или частичное освобождение от уплаты отдельных видов налогов для вновь создаваемых предприятий), ввести гарантии от увеличения налогового бремени, дополнительные льготы по налогу на имущество и вновь приобретаемое оборудование – для реализации инновационно-промышленной политики.