Министерство финансов подсчитало: принадлежащие государству компании проводят менее 4% закупок на конкурентной основе, причем для того, чтобы избавиться от конкуренции, находятся все новые способы. Об этом во вторник пишет РБК со ссылкой на доклад Минфина.
К столь неутешительным выводам Минфин пришел по итогам мониторинга применения 223-ФЗ (закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц») за 2017 год.
У экспертов, впрочем, есть претензии к методике подсчета Минфина. В докладе конкурентными считаются лишь несколько способов — торги, аукцион и запрос котировок. При этом «запрос предложений» включен в раздел «иные способы», отмечает гендиректор Единой электронной торговой площадки Антон Емельянов. «Запрос предложений — это конкурентный способ закупки, состоящий из публичного сбора предложений и их оценки по многим параметрам, включающим стоимость и качество товара или услуги. Отдельный учет этого вида закупки, который сейчас является популярным среди заказчиков, может изменить итог статистики, представленной в мониторинге», — уверен эксперт.
Действительно, среди неконкурентных способов лидируют закупки с применением «иных способов» определения поставщика — 65,4%. Второй по популярности неконкурентный способ — закупка у единственного поставщика, он использовался в 31,1% от общего числа закупок в 2017 году.
Интересно, что Минфин не может однозначно оценить объем закупок госкомпаний. С одной стороны, в целом объем заключенных договоров в 2017 году составил свыше 16,5 трлн рублей. С другой стороны, Минфин выделяет еще один способ оценки стоимости объема заключенных договоров — через анализ ежемесячной отчетности заказчиков. Тогда получается, что объем закупок — 18,7 трлн рублей. Причина столь большой разницы в докладе не объясняется.
Причина большого количества закупок у единственного поставщика может быть достаточно банальна и не обязательно связана с коррупцией, предполагает генеральный директор электронной торговой площадки «РТС-тендер» Владимир Лишенков. По его словам, крупнейшие госкомпании часто закупают высокотехнологичную продукцию, поставщиков которой на рынке действительно мало. Действительно, на долю 5 крупнейших заказчиков в 2017 году пришлось более половины всех закупок, осуществляемых в соответствии с 223-ФЗ
Также показательно, что по сравнению с 2016 годом объем закупок госкомпаний сократился с 21,1 до 18,7 трлн рублей. Это, в первую очередь, объясняется тем, что в 2017 году поменялось законодательное регулирование закупочной деятельности унитарных предприятий. При этом объем закрытых закупок (сведения о которых составляют гостайну) вырос по сравнению с прошлым годом почти на 50 млрд рублей, до 778,7 млрд, и составил 4,2% от общего числа закупок (3,5% в 2016 году).
Напомним, в ноябре 2017 года глава правительства Дмитрий Медведев подписал распоряжение, которое разрешает госкомпаниям не раскрывать поставщиков и подрядчиков, получающих контракты. Госкомпании могут ограничиться публикацией в реестре закупок обезличенной информацией о результатах, способе, цене закупки — без данных о победителе, следует из постановления, подписанного премьером. А Минобороны, ФСБ и СВР получили право до середины 2018 года проводить все закупки в закрытом режиме.
Общий объем собственно госзакупок (контрактов, заключенных по 44-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд»), составил, по данным Минфина, в первом полугодии 2017 года 6,31 трлн рублей. В госзакупках доля конкурентных способов закупок в два раза выше, чем неконкурентных. Самым распространенным способом выбора поставщика является электронный аукцион (58%), 30% контрактов заключаются с единственным поставщиком, а 10% контрактов заключаются после запроса котировок.