ВТБ почти удалось победить в борьбе за Банк Москвы. Его кандидат будет избран президентом банка. К тому же экс-глава банка Бородин, находящийся в конфликте с ВТБ, продал свою долю неизвестным лицам. Полнота победы госбанка будет зависеть от того, кто им достанется в партнеры. Это может быть и конкурирующий Альфа-банк.
ВТБ одержал окончательную победу в споре с миноритарными акционерами Банка Москвы. Вернее, с бывшими акционерами (о конфликте см. Не день Бородина, Не день Бородина-2). Бывший глава банка и совладелец Андрей Бородин сообщил, что продал со своим партнером 20 с небольшим принадлежащих им процентов акций Бнка Москвы. Правда, он не уточнил кому и за какие деньги.
Что является важным вопросом — основной вопрос конфликта акционеров заключался именно в цене, по которой Бородин продаст акции ВТБ. Однако у Бородина нашлись, по всей видимости, и иные варианты решения проблемы. По уставу Банка Москвы Бородин мог и не извещать других акционеров и сам банк о продаже акций. Он и не стал.
Для ВТБ новость, кажется, стала полной неожиданностью: председатель правления ВТБ Андрей Костин, побывав в пятницу в центральном офисе Банка Москвы все еще отрицал заинтересованность в покупке акций и признал, что о сделке по продаже пакета Бородина ему ничего неизвестно. Он отметил, что ВТБ готов вести переговоры с теми акционерами Банка Москвы, которые серьезно на это настроены. «Нет задачи выкупать 100-процентный пакет, поэтому господин Бородин может наслаждаться статусом акционера банка. Думаю, банк будет хорошим», – цитирует главу ВТБ «Интерфакс».
Костин еще рассказал, что ВТБ уже договорился с остальными акционерами (кроме Бородина, разумеется) и проведет своего представителя на пост главы банка. Собрание состоится 21 апреля, однако бюллетени акционерам уже разосланы, и они могут голосовать. «Более 70% проголосовали за кандидатуру Михаила Кузовлева. Законных препятствий для его избрания нет», – заявил Андрей Костин. Ранее благодаря усилиям Андрея Бородина ВТБ не удавалось утвердить Михаила Кузовлева президентом Банка Москвы.
Основной вопрос — как поведут себя новые акционеры банка, при условии, что у ВТБ в ьанке всего-лишь контрольный пакет — чуть более 50 процентов.
В январе акционеры банка направляли во все инстанции уведомления о желании купить пакет московской мэрии и даже заявляли о желании довести долю в банке до 100 процентов. Однако ВТБ оказался ближе к цели.
Если пакет Бородина продан структурам Михаила Фридмана — вместо одного неудобного акционера ВТБ получит крупного бизнес-игрока с очень сильными рыночными позициями. К тому же прямого конкурента. В рейтинге крупнейших банков по размеру активов в марте банк Москвы занимал 6-е место, Альфа-банк — 7-е.
«Альфа групп» славится умением вести корпоративные конфликты и заходить в самые высокие кабинеты. Непосредственно миноритарии могут влиять на вопросы реорганизации банка, допэмиссию, выкуп акций с рынка и выпуск облигаций в размере (при голосовании по этим вопросам необходимо ¾ голосов). Также они вправе (при доле более 10 процентов) созывать внеочередное собрание акционеров.
Еще в капитале ВТБ имеется целый Сулейман Керимов — портфельный инвестор, специализирующийся на грин-мейле. Его структуры приобрели чуть менее 4 процентов акций Банка Москвы у Goldman Sachs. Он, впрочем, в конфликте с Бородиным выступал на стороне ВТБ (возможно и в интересах ВТБ). Это косвенно подтвердил и Андрей Костин, в ответ: «Керимов, конечно, поддержит».