Утверждение новой Государственной программы вооружения (ГПВ) переносится с 2015 на 2018 год. Как отмечает «Коммерсантъ», до сих пор расходы на закупку техники для армии, наряду с социальными расходами, оставались неприкосновенной статьей бюджета, однако из-за нестабильной экономической ситуации с принятием самой дорогостоящей госпрограммы решили повременить.
О том, что утверждение новой ГПВ переносится на 2018 год, газете рассказали источники в правительстве и администрации президента. Документ, определяющий количество военной продукции и сроки ее поставки силовикам в 2016-2025 годах, планировалось представить Владимиру Путину в декабре этого года, однако уже в январе стало понятно, что выполнить эту задачу будет проблематично, рассказали источники.
Как пояснил один из чиновников, макроэкономический прогноз менялся и еще будет меняться, и в такой ситуации разработать госпрограмму вооружения на десятилетний период сложно. «Формировать же новую госпрограмму без оглядки на сложившуюся в экономике ситуацию невозможно, нам нужны хоть какие-нибудь четкие ориентиры, которых, увы, сейчас нет», - отметил он. По его словам, данный вопрос обсуждался 20 января на заседании президентской военно-промышленной комиссии, и Владимир Путин согласился сместить срок утверждения новой госпрограммы, пока ситуация не стабилизируется.
Действующая сейчас Государственная программа вооружений-2020 была принята при президенте Дмитрии Медведеве в декабре 2010 года и стала рекордной по объемам финансирования — из 23 трлн рублей около 19 трлн выделяется для оснащения Минобороны современными вооружениями и техникой.
Изначально военные оценивали госпрограмму в 36 трлн, однако под давлением финансово-экономического блока правительства и его куратора, министра финансов Алексея Кудрина, ее стоимость была снижена.
При разработке госпрограммы военные рассчитывали получить к 2020 году восемь подводных ракетоносцев «Борей» (штатные носители МБР «Булава»), ракетные комплексы «Ярс», РС-26 и «Баргузин», жидкостную тяжелую ракету «Сармат», новый стратегический бомбардировщик (ПАК ДА), две новые системы ПРО и многое другое.
Источник газеты в правительстве отметил, что «в 2010 году цена на нефть развязывала военным руки, сейчас ситуация прямо противоположенная». На это обращал внимание и глава Минфина Антон Силуанов. «В рамках новой программы вооружения мы хотим пересмотреть тот объем ресурсов, который тратится, чтобы он был более реалистичным», — заявлял он, напоминая, что действующая госпрограмма вооружений формировалась исходя из «более оптимистических макроэкономических прогнозов».
Новую десятилетнюю госпрограмму в правительстве и Минобороны начали формировать в 2013 году. Она должна была с 2016 по 2020 год пересекаться с действующей ГПВ и дополнять ее.
Военные изначально оценивали новую госпрограмму в 56 трлн рублей, впоследствии, за счет унификации вооружений, цифра снизилась до 30 трлн рублей, однако уже тогда становилось понятно, что низкая цена на нефть не позволяет военным рассчитывать даже на эту сумму.
По данным газеты, военные и экономисты спорят не только об объемах финансирования госпрограммы вооружений, но и о целях. Так, военные рассчитывают получить деньги исключительно на перевооружение армии, экономисты же считают, что достаточно будет и 20 трлн рублей, включая и текущие расходы Минобороны.
Данные вопросы будут решаться во время ежеквартальных заседаний ВПК с участием Владимира Путина. Пока же военные и промышленники сосредоточатся на выполнении действующей ГПВ-2020, которая, в свою очередь, также может быть подвергнута сокращению - около 500 млрд рублей из нее уже перенесено с 2017 года на более поздний период.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков информацию о сокращении госпрограммы комментировать не стал, а пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова отметила, что сейчас «многие программы пересчитываются и пересматриваются».
Ранее вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что сроки выполнения заказов по программе вооружений могут быть скорректированы из-за необходимости импортозамещения, напоминает Росбалт.
По словам вице-премьера, кризис на Украине и введение санкций в отношении России «привели к тому, что нам пришлось в 2014 году разработать и утвердить два плана импортозамещения». Рогозин, уточнил, что имеет ввиду замещение продукции из стран НАТО и из Украины.
Напомним, 19 декабря 2014 года Владимир Путин принял участие в расширенном заседании коллегии Минобороны, где подвел итоги работы военных в прошлом году, а также перечислил приоритетные задачи на будущее.
Первой задачей стало завершение разработки плана обороны на 2016-2020 годы. Вторая задача — развитие стратегических ядерных сил как «фактора поддержания глобального равновесия», фактически исключающего «возможность крупномасштабной агрессии против РФ».
Третья задача заключается в создании уже в 2015 году воздушно-космических сил, объединяющих авиацию, ракетно-космическую и противовоздушную оборону. Четвертой стало усиление обороны Арктики без ее милитаризации. Пятая задача — продолжение в 2015 году практики проведения внезапных проверок боеготовности войск.
В свою очередь, глава Минобороны Сергей Шойгу заявил, что в 2015 году военным предстоит сформировать 15 новых объединений, соединений и воинских частей (в том числе одну армию ВВС и ПВО в составе Северного флота), завершить развертывание арктических подразделений на Новой Земле, мысе Шмидта, а также островах Котельный и Врангеля.
Кроме того, сухопутные войска должны пополниться двумя бригадными комплектами ракетных комплексов «Искандер-М» и 701 единицей бронированной техники, а в подразделения ВВС и морской авиации планируется поступление 126 самолетов и 88 вертолетов. В перспективе предстоит завершить обустройство 13 новых арсеналов, а также построить 454 хранилища для ракет и боеприпасов. Помимо этого, нужно завершить строительство военной инфраструктуры для новых подлодок в Гаджиево, Заозерске и Новороссийске.
В плане международного военного сотрудничества Шойгу потребовал ускорить заключение соглашений по упрощенному заходу кораблей ВМФ в порты восьми иностранных государств. Основное внимание он призвал уделить странам ОДКБ, ШОС, а в части военно-технической помощи — дружественным странам Латинской Америки и некоторым партнерам из СНГ.