будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 19, 2025
Хозяйство

Новые дискуссии о пенсионном обеспечении, реформе ЖКХ и налогах

Исполнитель - А.Никольский



Содержание

  • Введение
  • Перераспределение финансовых ресурсов государством
    • Госбюджет
    • Пенсионная реформа
      • Законопроект об инвестировании накопительной части пенсионных средств
      • Роль страховых компаний в пенсионной реформе
    • Реформа ЖКХ
  • Фискальное регулирование
    • Общий уровень налогообложения
      • Налоговая реформа
      • Собираемость налогов
      • Подоходный и социальный налоги
      • НДС
      • Налог на прибыль
      • Налогообложение эксплуатации природных ресурсов
      • Прочее
    • Методы сбора налогов
Введение

Наиболее жаркие дискуссии развернулись в последние недели в сфере пенсионного обеспечения. Речь идет о том, предоставлять ли негосударственным пенсионным фондам (НПФ) равные права по сравнению с Пенсионным фондом России (ПФР). ПФР резко возражает против равного допуска НПФ к накопительной части пенсий, ссылаясь на неподготовленность и ненадежность НПФ. Следует отметить, что до сих пор не зарегистрировано ни одного случая банкротства НПФ, и речь идет не столько о "равном допуске", сколько о предоставлении равных конкурентных условий работы ПФР и НПФ с тем, чтобы будущие пенсионеры могли самостоятельно выбирать, кому доверить свои пенсионные накопления.

Еще один конфликт интересов закладывается при реформе ЖКХ. Правительство намерено перенаправить жилищные субсидии от организаций непосредственно к гражданам, которые смогут сами выбирать поставщиков услуг ЖКХ. Поскольку в настоящее время выделяемые на ЖКХ средства по словам Президента Владимира Путина "расходуются неэффективно" (иначе говоря, в значительной степени разворовываются), то слом этой системы и потеря существенных теневых доходов могут вызвать недовольство. Поэтому наблюдатели высказывают опасения, что реформа ЖКХ может пойти по тому же пути что и реорганизация электроэнергетики, когда многочисленные компромиссы позволили оставить старую полутеневую систему в неприкосновенности.

В сфере налоговой политики главной новостью стало возвращение правительственных чиновников к вопросу о снижении единого социального налога. Ранее в СМИ высказывалось опасение, что в условиях низких цен на нефть правительство будет выступать против улучшения фискального режима и снижения каких-либо налогов. В то же время как минимум на 2 года откладывается снижение ставки НДС.

Перераспределение финансовых ресурсов государством

Госбюджет

Профицит федерального бюджета в январе-феврале составил 33,3 млрд. рублей, или 2,3% ВВП. Объем ВВП, согласно предварительной оценке Минфина, за первые два месяца 2002 года был равен 1 трлн. 448,6 млрд. рублей. Доходы федерального бюджета составили за этот период 303,8 млрд. рублей (14,3% к годовым бюджетным назначениям), расходы - 270,5 млрд. рублей (13,9%). Рост поступлений в бюджет в январе-феврале 2002 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в основном связан с зачислением с 2002 года в федеральный бюджет единого социального налога, направляемого затем в Пенсионный фонд (объем этих поступлений за два месяца 2002 года составил 63,5 млрд. рублей).

Министерство по налогам и сборам обеспечило за два месяца поступление в бюджет 207,9 млрд. рублей, Государственный таможенный комитет - 83,0 млрд. рублей. Финансирование уточненных расходов федерального бюджета в январе-феврале, по предварительной оценке, сложилось на уровне 74,0% от уточненной бюджетной росписи первого квартала. Как отмечается в пресс-релизе, в приоритетном порядке выделялись средства на выплату текущей зарплаты работникам бюджетной сферы и денежного довольствия военнослужащим. На эти цели в феврале было перечислено 43,8 млрд. рублей, что составило 65,6% от росписи бюджета на первый квартал.

Минфин намерен исполнить федеральный бюджет в I квартале без дефицита, сообщил вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин. "Мы закончили январь с небольшим профицитом, и думаю, что нам удастся в целом закончить первый квартал без дефицита федерального бюджета", - сказал он.

Профицит федерального бюджета России в 2001 году составил 265 млрд. рублей, или 2,93% ВВП. Эту информацию распространил Госкомитет по статистике со ссылкой на данные Минфина. Доходы федерального бюджета в 2001 г. составили 1 трлн. 590,7 млрд. рублей (17,6% ВВП) против 1 трлн. 132,1 млрд. в 2000 г. (15,5% ВВП). Расходы федерального бюджета (включая финансовую помощь бюджетам других уровней) составили в 2001 г. 1 трлн. 325,7 млрд. рублей (14,7% ВВП) против 1 трлн. 029,2 млрд. (14,1%) в 2000 г. Объем ВВП за 2001 год составил 9 трлн. 90 млрд. 200 млн. рублей. ВВП России по итогам 2001 года, согласно закону о федеральном бюджете, ожидался на уровне 7,75 трлн. рублей. Бюджет-2001 был утвержден бездефицитным, доходы и расходы были запланированы в объеме по 1 трлн. 193 млрд. 482,9 млн. рублей.

В структуре доходов федерального бюджета в 2001 г. поступления НДС составили 638,9 млрд. рублей (7,1% ВВП), налогов на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции - 331,5 млрд. (3,7%), налога на прибыль предприятий - 214,3 млрд. (2,4%), акцизов - 203,1 млрд. (2,2%). Неналоговых доходов получено 112,5 млрд. рублей (1,2% ВВП), доходов целевых бюджетных фондов - 14,5 млрд. (0,2%).

В структуре расходов федерального бюджета в 2001 г. преобладали затраты на обслуживание госдолга - 231,1 млрд. рублей (2,6% ВВП), на национальную оборону - 246,7 млрд. (2,7%), на социально-культурные мероприятия - 204,1 млрд. (2,3%), на правоохранительную деятельность и обеспечение госбезопасности - 148,7 млрд. (1,6%). Финансовая помощь бюджетам других уровней составила 230,0 млрд. рублей (2,5% ВВП), расходы целевых бюджетных фондов - 14,5 млрд. (0,2%). На госуправление и местное самоуправление израсходовано 42,0 млрд. рублей, на транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику - 37,1 млрд., на промышленность, энергетику и строительство - 44,2 млрд. Процентные платежи (по обслуживанию госдолга) в 2001г. сократились до 17,4% общей суммы расходов федерального бюджета, тогда как в 2000 г. их доля составляла 25,1%. Бюджетный профицит в 2001г. на 12,1 млрд. рублей был использован для покрытия внутренних долгов, на 252,9 млрд. - для покрытия внешних долгов.

Пенсионная реформа

Законопроект об инвестировании накопительной части пенсионных средств

Рассмотрение законопроекта "Об инвестировании пенсионных накоплений для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ" во втором чтении в Думе, похоже, откладывается на неопределенное время. Этот закон призван регулировать порядок инвестирования накопительной части пенсий и участие в этом процессе негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Документ является одним из ключевых в новой пенсионной системе, так как он призван решить основные вопросы - кто будет распоряжаться пенсионными накоплениями граждан, куда попадут эти деньги, какой орган будет контролировать весь инвестиционный процесс и, наконец, как граждане смогут распоряжаться своими вкладами. Заместитель министра Минэкономразвития Михаил Дмитриев попросил депутатов перенести сроки обсуждения поправок на месяц, поскольку компромисс между всеми заинтересованными структурами в этом вопросе пока не найден.

Первое чтение этого законопроекта в Думе состоялось в конце прошлого года. Однако принятый законопроект, написанный под ПФР и ущемляющий права НПФ, не удовлетворил президента Владимира Путина. Парламентарии также приняли постановление, в котором предписали расширить роль НПФ в реформе при подготовке поправок к второму чтению. В результате Минэкономразвития внесло в документ многочисленные поправки. Как сообщил замминистра Михаил Дмитриев, сейчас Минэкономразвития должен решить две проблемы - о порядке лицензирования НПФ и о статусе управляющих компаний, которые будут распоряжаться и управлять накоплениями граждан в течение первых пяти лет реформы. Государство должно определить список инвестиционных компаний, которым доверят пенсионные деньги. Минэкономики настаивает на пяти-шести, ПФР ратует за одну, представители НПФ и спецдепозитариев предлагают большее количество.

По информации газеты "Коммерсантъ", Минэкономразвития, разрабатывая поправки ко второму чтению законопроекта "Об инвестировании пенсионных накоплений для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ", предложило уравнять в правах НПФ и ПФР. Однако это не устроило ПФР и доработка законопроекта затянулась. Снова возникла казалось бы уже отвергнутая идея принять данный законопроект "под ПФР", а права НПФ прописать в отдельном законопроекте, который будет принят неизвестно когда.

Минэкономразвития предложило следующую схему инвестирования накопительной части пенсионных средств: работодатель, перечисляя единый социальный налог, определяет объект, в котором будут накапливаться деньги его сотрудников. В зависимости от его выбора деньги поступают в ПФР или выбранный уполномоченный НПФ. По заявлению работника пенсионный фонд, куда перечисляются его деньги, может быть изменен. Затем НПФ или ПФР инвестирует полученные средства через управляющие компании, выигравшие тендеры на участие в инвестировании государственных денег.

ПФР предлагает несколько иную версию этой схемы, и многие ведомства считают, что именно она будет реализована. Согласно данной версии, наверху пирамиды по-прежнему стоит налогоплательщик. Но его деньги в виде налогового вычета в любом случае поступают в ПФР. И только оттуда они могут перемещаться в НПФ по письменному заявлению застрахованного. При этом шансы того, что человек выберет НПФ, оказываются крайне незначительными. Дело в том, что наряду с НПФ государство предлагает наращивать пенсионные сбережения и через управляющие компании. Поэтому роль НПФ в этой схеме сводится к тому, чтобы механически собирать деньги, а затем раздавать их в виде пенсии. Всю остальную работу по наращиванию капиталов за них выполняют управляющие компании. В результате НПФ становятся ненужными посредниками, от которых мало что зависит. По мнению "Коммерсанта", наилучшие шансы на реализацию имеются у концепции ПФР, в частности, позицию ПФР поддержал руководитель социального департамента аппарата правительства РФ Е.Гонтмахер.

Роль страховых компаний в пенсионной реформе

По мнению ряда наблюдателей, надеждам страховых компаний на участие в пенсионной реформе сбыться не удалось.

В проводимой российским правительством пенсионной реформе роль страховых компаний заключается прежде всего в обеспечении обязательного страхования профессиональной ответственности участников рынка пенсионного обеспечения - управляющих компаний, специализированных депозитариев и негосударственных пенсионных фондов, заявил первый замминистра экономического развития и торговли Михаил Дмитриев.

Председатель ПФР Михаил Зурабов призывает страховые компании организовывать собственные негосударственные пенсионные фонды (НПФ) для участия в пенсионной реформе. "Страховщикам, если они хотят принять участие в проводимой пенсионной реформе ранее 2012 года, целесообразно организовать собственный негосударственный пенсионный фонд", - заявил он 22 февраля. По его словам, с 2012 года, когда начнут выплачиваться первые пенсии с накопительным элементом, страховые компании получат возможность продавать участвующим в государственном пенсионном обеспечении НПФ, аннуитет, который предусматривает пожизненную выплату пенсий. "На данный момент НПФ только накапливают и формируют необходимые резервы для выплаты пожизненных пенсий, но правильно распределить возникшие риски при выплате аннуитета (ренты) могут только страховщики", - сказал глава ПФР.

Реформа ЖКХ

Средства, которые государство направляет в сферу жилищно-коммунального хозяйства, должны поступать "прежде всего, гражданам, а не различным организациям и предприятиям", заявил президент России Владимир Путин на заседании правительства 11 февраля. В этой связи он подчеркнул, что "смысл мероприятий в сфере ЖКХ - не в 100-процентной оплате". Необходимо уходить от практики, когда государство поддерживает организации, а не непосредственно жителей. Сегодня на сферу ЖКХ расходуется 330 млрд. руб, "половина из которых идет из бюджетов различного уровня", сказал Путин, констатировав, что "мы знаем - эти деньги расходуются неэффективно".

Президент сказал, что в реформе коммунального хозяйства "началось определенное движение - есть понимание, что и как нужно делать". В этой связи он сообщил о семинаре, который будет проводить правительство страны и в котором примут участие 150 мэров городов и более 30 губернаторов. По мнению Путина, семинар, который направлен на разъяснение, что и как нужно делать в сфере ЖКХ, "пройдет успешно". В то же время глава государства обратил внимание членов кабинета министров на то, что "организующее начало (в реформе ЖКХ) должно быть в правительстве".

Внедрение новой модели реформирования жилищно-коммунального комплекса возможно уже через полгода, заявил на совещании по реформированию жилищно-коммунального хозяйства министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф.

По его словам, новая модель реформы, предлагаемая правительством, будет "исключительно популярна среди населения и политически выгодна муниципалитетам и регионам РФ". Он отметил, что основным моментом для реформы станет адресная субсидия, которая направляется из муниципальных бюджетов и бюджетов субъектов Федерации непосредственно населению. При этом эта субсидия будет зависеть от доходов населения. "Богатые слои населения должны оплачивать услуги жилищно-коммунальных организаций в объеме 100%", - заявил Греф. Он отметил, что прежний тезис об оплате населением 100% услуг жилищно-коммунального комплекса реализовать невозможно. Он отметил, что при переориентации потоков финансирования в сторону населения необходимо учитывать и повышение качества услуг жилищно-коммунальных организаций. При этом у населения будет выбор между различными подрядчикам, которые предоставляют данные услуги.

Греф подчеркнул, что при предоставлении субсидий будут учитываться сроки их использования. Так, гражданин сможет воспользоваться субсидией в течение 1-2 месяцев и только на оплату жилищно-коммунальных услуг. В случае, если он просрочил оплату жилищно-коммунальных услуг, то субсидия ему не предоставляется и, помимо пеней, он оплачивает 100% предоставляемых услуг. "Это будет стимулировать население к своевременной оплате услуг жилищно- коммунального комплекса", - заявил Г.Греф.

Но главное, считает Греф, в результате реформы ЖКХ граждане смогут выбирать поставщиков услуг ЖКХ по своему усмотрению. Для этого жителям необходимо будет организовывать товарищества съемщиков жилья. Эти товарищества либо сами будут выбирать эксплуатационные, ремонтные или подрядные организации, либо отдадут их отбор на откуп управляющим компаниям. В результате конкуренции тарифы на услуги ЖКХ могут даже уменьшиться, а не расти, как это происходит в настоящее время. Газета "Время новостей" отметила, что эта концепция вызвала недовольство ряда региональных чиновников, от которых пытаются "отсечь мощный финансовый ресурс".

Первый заместитель министра финансов Алексей Улюкаев на совещании 12 февраля дал понять, что Минфин будет покровительствовать прежде всего тем регионам, которые активно занимаются реформой ЖКХ. Из средств консолидированного бюджета в 2001 году 130 млрд. руб. получили предприятия ЖКХ, однако "неизвестно на что они были потрачены". Поэтому реформа ЖКХ, в результате которой должна возникнуть реальная конкуренция между поставщиками услуг ЖКХ, станет одним из инструментов оздоровления местных бюджетов.

Фискальное регулирование

Общий уровень налогообложения

Налоговая реформа

Налоговая реформа в России будет завершена, как и планировалось, через два года - к 2004 году, заявил первый заместитель министра финансов Сергей Шаталов. Он отметил, что "два года назад, весной 2000 года, правительство сформулировало стратегию налоговой реформы и зафиксировало сроки ее реализации - 4 года". Шаталов сообщил, что в течение 2002-03 гг. будут приняты оставшиеся главы Налогового кодекса. В то же время он сказал, что качество уже внесенных глав "оставляет желать лучшего, и постоянно вносятся поправки". В то же время Шаталов заметил, что уже принят ряд важных решений в налоговой сфере. В частности, сказал первый замминистра, новый подоходный налог не разочаровал и его никто не собирается пересматривать.

Касаясь планов на этот год, Шаталов отметил, что в этом году "хотелось бы принять главу о государственных пошлинах, главу о таможенной пошлине, главу о налогообложении в сфере СРП". В ближайшее время будет обсуждаться правительством и будет внесен в Думу пакет законов о налогообложении в природопользовании, отметил он. Кроме того, планируется рассмотреть вопросы о специальном налогообложении для малого бизнеса. Данные вопросы "достаточно тяжело согласовываются в правительстве, однако достаточно важны", заметил первый замминистра финансов.

Шаталов также отметил, что Минфин готов рассмотреть вопрос о снижении ставки НДС до 17,5% в 2004 году "при введении плоской шкалы налогообложения". В то же время он подчеркнул, что вопрос модификации НДС может рассматриваться лишь с 2004 года, когда будет отменен налог с продаж. "Этот вопрос может обсуждаться только при отмене налога с продаж, сейчас говорить об этом в какой-либо практической плоскости преждевременно", - подчеркнул он.

Правительство до середины марта намерено завершить подготовку пакета документов по продолжению налоговой реформы, чтобы приступить к консультациям с фракциями Думы. Об этом 11 марта сообщил на совещании с вице-премьерами и ключевыми министрами премьер-министр Михаил Касьянов. По его словам, с 2003 г. "отменяется оставшаяся часть оборотных налогов" и изменяется налоговая база. В настоящее время примерно 10% налогов перераспределяется от регионов-доноров к регионам, которым требуется поддержка, и "дальнейшая централизация здесь неуместна". До конца этой недели необходимо завершить все процедуры по подготовке пакета документов, "посмотреть на все акцизы, подоходный налог и другие", чтобы "окончательно быть уверенными, что доходы от налогов перераспределяются правильно", сказал Касьянов.

Собираемость налогов

Эффективность налоговой системы России в 2001 году повысилась, считают эксперты Российско-европейского центра экономической политики (РЕЦЭП). В 2001 году совокупные доходы консолидированного бюджета достигли 2 трлн. 674 млрд. рублей и составили 29,6% ВВП, что примерно совпадает с итогами 2000 года. При этом в 2000 году были достигнуты высокие показатели сбора налогов, а в 2001 году началось осуществление налоговой реформы, направленной на снижение налогового бремени. В начале 2002 года наблюдаются похожие тенденции.

Поступление налогов и сборов в январе в федеральный бюджет составило 110,3 млрд. рублей, что на 18,5% превышает установленное на месяц задание - 93,1 млрд. рублей, сообщили в министерстве по налогам и сборам. 35,7 млрд. рублей из этой суммы составляют январские поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, что более в 2 раза превышает плановое задание.

Министерство по налогам и сборам в феврале недовыполнило задание по обеспечению доходной части федерального бюджета на 1,4%, поступления налогов составило 96,6 млрд.руб., сообщили в МНС. Единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, поступило в феврале 27,9 млрд.руб. Задание по указанному налогу, установленное МНС в размере 21,7 млрд.руб, выполнено на 128,6%.

Исходя из общего объема налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета в 2002 году правительство установило для МНС задание собрать в первом квартале 240,7 млрд. рублей (или 20% к годовому заданию), во втором - 319,4 млрд. рублей (26,5%), в третьем - 306,9 млрд. рублей (25,5%), четвертом квартале - 336,6 рублей (28%). Об этом сообщил министр налогов и сборов Геннадий Букаев. Налог на добавленную стоимость в 2002 году обеспечит наибольшую долю в налоговых и неналоговых доходах федерального бюджета - 48%. Платежи по всем видам акцизов составят 18,3% доходов бюджета-2002, налог на прибыль - 17,3%, налог на добычу полезных ископаемых - 14,4%. Министр напомнил, что МНС в этом году должно собрать в федеральный бюджет 1 трлн. 484,8 млрд. рублей, из которых 1 трлн. 203,6 млрд. рублей составят налоговые и неналоговые доходы, а 281,2 млрд. рублей - платежи единого социального налога, поступающие в бюджет для перечислений Пенсионному фонду на выплату базовой части трудовой пенсии.

По словам министра, в этом году средний уровень собираемости основных налогов в федеральный бюджет предусмотрен на уровне 90,6%. При этом собираемость, в частности, налога на прибыль ожидается на уровне 96,8%, а НДС - 85%. Букаев пояснил, что понятие собираемость налогов означает отношение фактических налоговых поступлений в бюджет к начисленной сумме. Глава МНС отметил, что поэтапное увеличение в 2002 году собираемости налогов планируется за счет усиления налогового администрирования, снижения уровня неплатежей, погашения недоимки в результате реструктуризации налоговой задолженности предприятий. Кроме того, этому должны способствовать активно принимаемые налоговыми органами меры по принудительному взысканию недоимки, подчеркнул министр.

Подоходный и социальный налоги

Правительство прорабатывает вопрос о снижении ставки единого социального налога. Об этом сообщила журналистам статс-секретарь, замглавы Министерства по налогам и сборам Наталья Аристархова. В то же время, она подчеркнула, что снизить ставку можно только за счет той части налога, которая направляется в федеральный бюджет. Аристархова считает, что сейчас нет уверенности, что ставка может быть снижена. Однако она сообщила, что может быть снижен порог начала применения регрессивной шкалы по ЕСН - со 100 тыс. на одного работника в год до 70-80 тыс. руб.

Замглавы Минэкономразвития Аркадий Дворкович сообщил, что в настоящее время обсуждается возможность снижения единого социального налога, прежде всего для малого бизнеса.

Повышение налога на доходы физических лиц не планируется, заявило министерство по налогам и сборам. Официальное сообщение министерства с таким заявлением было распространено в связи с опубликованными в ряде СМИ сообщениями о якобы предстоящем увеличении подоходного налога. Представитель министерства подчеркнул, что министерство также считает преждевременными появившиеся в ряде СМИ утверждения о необходимости возврата к многоуровневой прогрессивной системе налогообложения доходов граждан и отмены 13% ставки налога. "Позиция МНС такова, что и в дальнейшем необходимо принимать гладкую ставку налогообложения по всем видам доходов", - сказал представитель МНС. Минэкономразвития также заявило о недопустимости пересмотра 13%-ной ставки подоходного налога. Замминистра экономического развития и торговли Аркадий Дворкович, комментируя сообщения ряда СМИ на эту тему, заявил, что "такого рода предложения не только не обсуждались, но даже не рассматривались".

По данным МНС, в 2001 году объем поступлений в бюджетную систему подоходного налога возрос на 46,7%, или на 81,3 млрд. рублей, и составил 255,5 млрд. рублей. Доля этого налога в объеме всех налоговых платежей в консолидированный бюджет возросла с 12,4% до 13,1%.

НДС

Минфин готов предложить снижение ставки НДС до 17,5% в 2004 г. при отмене льготной 10% ставки налога. Об этом на конференции "Российский бизнес: управление в условиях экономического роста" заявил первый заместитель министра финансов Сергей Шаталов. "Мы готовы были бы предложить снижение ставки НДС до 17,5% при одновременной отмене 10% ставки НДС и установлении плоской шкалы обложения этим налогом", - заявил С.Шаталов. В то же время он особо подчеркнул, что вопрос модификации НДС можно будет обсуждать лишь с 2004 г., когда будет отменен налог с продаж. "Этот вопрос может обсуждаться только при одновременной отмене налога с продаж и сейчас говорить о нем в какой-либо практической плоскости преждевременно", - заявил Шаталов.

Изменений законодательных актов, связанных с увеличением ставки налога на доходы физлиц и снижением ставки НДС, в настоящее время не планируется. Об этом сообщила статс-секретарь, замглавы министерства по налогам и сборам Наталья Аристархова. Однако, по ее словам, в принципе снижение ставки НДС возможно, так как в налоговой политике России на период 2005-2015гг. "взят курс на постепенное снижение и отмену оборотных налогов". Тем не менее, по ее словам, вопрос о снижении ставки НДС будет разрешаться в зависимости от развития социально-экономической ситуации в стране. Она подчеркнула, что МНС не поддерживает предложение о снижении ставки НДС, так как "не представляется возможным отменить льготы по этому налогу". Аристархова сообщила, что с депутатами договорились, что этот вопрос не будет затрагиваться в ближайшее время.

Налог на прибыль

Отмена ряда льгот и снижение в России с начала текущего года ставки налога на прибыль положительно сказались на его собираемости. Об этом сообщил руководитель Департамента налогообложения прибыли министерства по налогам и сборам Карен Оганян. По его словам, в январе текущего года в консолидированный бюджет России поступило 26,8 млрд.рублей от налога на прибыль, что на 4,8% больше установленного на этот месяц планового задания. Как сказал Оганян, в планах предусматривались 25,6 млрд.рублей. Январские поступления в текущем году на 28,5% оказались больше, чем поступления этого налога в январе 2001 года. С начала 2002 года ставки налога на прибыль были снижены в России с 35 до 24%.

Министерство по налогам и сборам начнет в марте совместную с Думой работу над поправками в главу о налоге на прибыль Налогового кодекса РФ, сообщил руководитель департамента налогообложения прибыли МНС Карен Оганян. В частности, по его словам, серьезные изменения могут быть внесены в статьи, касающиеся авансовых платежей и ведения налогового учета. Оганян сообщил, что если принимаемые поправки улучшают положение налогоплательщика, то они могут быть введены "задним числом", то есть с 1 января 2002 г. Если же налогоплательщик будет считать, что они ухудшают его положение, то поправки будут применяться с 2003 г.

Ранее Оганян отметил, в частности, что одно из положений, которое планируется ввести в главу 25 НК о налоге на прибыль, предусматривает, что убытки предприятий будут вычитаться из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Кроме того, будет внесен ряд изменений, которые уточнят обязанность организаций по уплате этого налога. Он напомнил, что к настоящему времени изменения в главу 25 НК о налоге на прибыль приняты Думой в первом чтении и подготовлены ко второму чтению.

По-прежнему сохраняется вызывающая нарекания практика уплаты налога на прибыль авансом. Иными словами, налог уплачивается еще до формирования налогооблагаемой базы, что противоречит здравому смыслу. По мнению МОО "Общество налогоплательщиков" авансовые платежи по действующему законодательству не являются налогами, поэтому ответственности за их неуплату налогоплательщик нести не должен.

В результате введения в действие главы Налогового кодекса о налоге на прибыль издержки налогоплательщиков на ведение бухучета существенно возросли. Согласно положениями статьи 313, "налогоплательщики исчисляют налоговую базу... на основе данных налогового учета... Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом". Другими словами, налог на прибыль должен исчисляться не по данным бухгалтерии, а на основании особой системы учета активов и пассивов предприятия.

Необходимость специального налогового учета авторы Налогового кодекса объясняют тем, что бухгалтерский учет не удовлетворяет информационным потребностям МНС. Но тогда неясно, почему особый налоговый учет введен только для исчисления налога на прибыль. Да и сам тезис о недостаточности данных бухучета является, мягко говоря, спорным. "На все абсолютно вопросы дает ответ существующая система бухгалтерского учета, - утверждает доктор экономических наук, генеральный директор аудиторской фирмы ЦБА Светлана Николаева. - Налог на прибыль, как налог на разницу между доходами и расходами налогового периода, не обуславливает объективной потребности в самостоятельном налоговом учете".

Отметим, что вопрос о необходимости отдельного налогового учета отнюдь не является чисто теоретическим. Во-первых, для ведения дополнительной отчетности нужно расширять штат бухгалтеров и, соответственно, растут издержки. Мало того, кроме налоговиков в получении информации о предприятии заинтересованы Минфин, Минэкономразвития, Министерство по антимонопольной политике, Центробанк, Мингосимущества и многие другие госструктуры. Если каждая из них по примеру МНС будет требовать введения специальной системы учета на предприятиях, то содержание бухгалтерии станет главной статьей затрат российских фирм. А во-вторых, введение специальных систем учета резко усложняет и запутывает законодательство.

Пока же все налогоплательщики находятся под потенциальной угрозой санкций за невыполнение требований НК по ведению налогового учета. "Поскольку нормы бухгалтерского учета не соответствуют нормам, изложенным в главе 25 НК, то отсутствие системы налогового учета позволит сделать вывод о запущенности учета и применить нормы статьи 31 НК "Права налоговых органов", - предупреждает руководитель департамента налогообложения прибыли МНС России Карен Оганян. Напомним, что упомянутая 31-я статья предусматривает такие действия налоговых органов, как арест счетов и имущества предприятия, наложение штрафов, выемку документов и т.п.

Налогообложение эксплуатации природных ресурсов

Комитет Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока выступает против увеличения количества налогов, которые должны платить инвесторы по соглашению о разделе продукции, заявила председатель комитета Валентина Пивненко. По ее словам, предложенный правительством проект главы Налогового кодекса о разделе продукции расширяет существующий перечень налогов, которые должны платить инвесторы по СРП. Пивненко пояснила, что по действующему законодательству инвесторы, имеющие отношение к СРП, платят только НДС, налог на прибыль, платежи за пользование недрами и единый социальный налог. А акцизы, таможенные пошлины, налог на имущество организаций и налог с владельцев транспортных средств инвесторы платят только в том случае, если объект налогообложения не имеет отношения к СРП. Вариант правительства, сообщила Пивненко, расширяет перечень налогов, которые платят инвесторы по СРП, акцизами, таможенной пошлиной, налогом на имущество организаций и налогом с владельцев транспортных средств. "Налоговое бремя на предприятия ни в коем случае не должно быть увеличено. Эту позицию также поддерживает ряд членов нашего комитета", - подчеркнула Пивненко.

В сложившейся ситуации разногласий между правительством и комитетом, считает она, необходимо "избежать конфликта интересов". Для разрешения спора и поиска компромисса, считает Пивненко, необходимо начать согласительные процедуры и создать рабочую группу из представителей Минфина, депутатов, представителей предприятий и других заинтересованных сторон.

В Думу внесены два альтернативных проекта главы НК о СРП - депутатский и правительственный. Если депутаты трактуют систему раздела продукции как специальный налоговый режим (что соответствует букве и духу закона об СРП и Налогового кодекса), то правительство смотрит на это как на своего рода льготы, предпочитая говорить об "особом порядке определения отдельных элементов налогообложения, исчисления и уплаты отдельных, предусмотренных кодексом налогов и сборов, освобождение от их уплаты, применяемые в отношении деятельности по соглашению".

В депутатской версии дан закрытый перечень налогов, которые должен платить инвестор при разработке месторождений на условиях СРП: НДС, налог на прибыль, налог на добычу полезных ископаемых, единый социальный налог, платежи за пользование природными ресурсами, земельный налог, госпошлина, таможенные сборы, федеральные и региональные лицензионные сборы. Причем специально оговаривается, что социальный, земельный налог и природные платежи инвестору возмещаются, а пошлины и сборы компенсируются за счет государственной доли продукции. Четко прописано и то, что инвесторы не являются налогоплательщиками любых иных, в том числе региональных и местных налогов. Отдельно дан перечень налогов, которые платятся при прямом разделе (в отличие от традиционного раздела, когда продукция делится на компенсационную - из нее инвестор компенсирует свои издержки - и прибыльную, которая уже делится между инвестором и государством; при прямом разделе добытые полезные ископаемые делятся сразу на две части -инвестору и государству). При прямом разделе инвестор не платит налог на прибыль, и во избежании двойного налогообложения (что весьма актуально, особенно для иностранных инвесторов) отдельной статьей законопроекта устанавливается, что суммой, заменяющей уплату налога на прибыль, считается стоимость соответствующей части государственной доли продукции.

В правительственном варианте перечисляются налоги, от которых инвестор не освобождается или освобождается на определенных условиях, налоги (например, местные), которые будут возмещены. Порядок освобождения от некоторых налогов, в частности региональных, вовсе не определен. Вся эта многоуровневая система описана чрезвычайно путано (здесь платим, здесь не платим, здесь надо посмотреть), кроме того, список налогов фактически открыт и нестабилен.

Нефтяной совещательный форум, объединяющий работающие в России иностранные компании, в недавнем письме, направленном вице-премьеру, министру финансов Алексею Кудрину, министру экономического развития Герману Грефу, а также главам думских комитетов по бюджету и по природным ресурсам - Александру Жукову и Алексею Белякову, констатировал: "По нынешнему [правительственному] проекту главы Налогового кодекса инвестор безоговорочно освобождается лишь от одного налога - налога на пользователей автомобильных дорог, который и так будет отменен к моменту введения в действие главы по СРП".

Дума на пленарном заседании 22 февраля приняла в первом чтении проект закона "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции". Законопроект, внесенный группой депутатов, предусматривает установление двухгодичного срока на подготовку и заключение соглашения о разделе продукции со дня вступления в силу федерального закона или решения правительства об отнесении участка недр к перечню месторождений, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции. Участки недр, в отношении которых СРП не заключены в устанавливаемый законопроектом срок, будут исключены из этого перечня.

По мнению министра энергетики Игоря Юсуфова, в 2002 г. необходимо внести изменения и дополнения в главу 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" Налогового кодекса в части дифференциации ставки налога в зависимости от горно-геологических и экономико-географических условий разработки месторождений нефти и газа, а также разработать нормативы потерь, освобождаемых от налогообложения. По оценке Минэнерго, замена ресурсных платежей и акциза на нефть налогом на добычу полезных ископаемых увеличила этот платеж в 2 раза и, таким образом, суммарно налоговая нагрузка в 2002 г увеличится на 6-7 процентных пунктов.

Ожидаемые поступления налога на добычу полезных ископаемых в 2002 г. оцениваются в 235 млрд руб. Об этом, выступая на расширенном заседании коллегии Министерства по налогам и сборам, сообщил министр Геннадий Букаев. Как отметил Букаев, ожидается, что доля поступлений этого налога в бюджете будет расти и если ранее она составляла около 8%, то к 2002г. возрастет до 14%.

Прочее

Налог на покупку гражданами наличной валюты может быть упразднен с 1 января 2003 года, сообщил начальник управления по работе с кредитными организациями министерства по налогам и сборам Андрей Снитко. По его словам, вопрос об упразднение этого налога включен в план работы правительства на этот год. А.Снитко пояснил, что для его отмены необходимо внести соответствующие изменения в закон об основах налогового законодательства, который предусматривает взимание с граждан налога на покупку валюты по ставке 1%.

Методы сбора налогов

Министерство по налогам и сборам в 2002 году не будет принимать от граждан налоговые декларации о доходах за 2001 год в электронной форме, сообщил начальник департамента налогообложения доходов и имущества физических лиц МНС Игорь Кобелев. По его словам, в настоящее время необходимо провести подготовительную работу для получения налоговых деклараций граждан в электронном виде.

Федеральная служба налоговой полиции рассчитывает, что в первом полугодии 2002 года будет принят законопроект "О федеральных органах налоговой полиции", сообщил начальник управления ФСНП по Москве Виктор Васильев. По его словам, этот законопроект передан в Думу и внесен в план законотворческой деятельности нижней палаты парламента. Руководитель столичной налоговой полиции отметил, что законопроект представляет собой сводный нормативный акт о федеральных органах налоговой полиции, поскольку в настоящее время некоторые положения, регламентирующие их деятельность, рассредоточены по различным законодательным актам.

Васильев подчеркнул, что перед органами налоговой полиции "сейчас стоит задача перейти от выявления отдельных преступлений к комплексному выявлению таких фактов". Он считает, что для выявления крупных налоговых преступлений, в первую очередь в кредитно-финансовой сфере, ТЭК, связи, строительстве и внешнеэкономической деятельности, необходимо активное взаимодействие налоговой полиции с МВД, ФСБ и ГТК. По словам Васильева, ФСНП намерено создать банк данных, которые будут использоваться органами налоговой полиции в ходе раскрытия различных экономических преступлений.

Министерство по налогам и сборам в 2002 году планирует завершить начатые в прошлом году структурные преобразования в налоговых органах. "В 2001 году начался переход на единую типовую функциональную структуру всех налоговых органов, и в этом году мы планируем завершить эту работу", - сказал глава МНС Геннадий Букаев. Он пояснил, что разработанная типовая налоговая инспекция сейчас "внедряется по всей России". "Неважно, где находятся инспекции - на Сахалине или в Москве, по своей структуре они будут одинаковыми. Налогоплательщику, прибывшему в налоговую инспекцию другого региона, будет все также ясно и понятно, как и в своем регионе", - подчеркнул Букаев.

Он также отметил, что министерство укрупнило налоговые инспекции. В подавляющем большинстве инспекций в России, за исключением, например, нескольких инспекций на Сахалине, работает от 40 и более сотрудников. "Все малочисленные налоговые инспекции мы объединили и создали межрайонные инспекции. В результате этого из ранее насчитывавшихся в системе МНС более 2,5 тыс. налоговых инспекций мы сократили 1021", - отметил министр. "Задача этого года заключается в том, чтобы вновь сформированные инспекции перевести на единый функциональный принцип работы. У налогового инспектора должно быть типизированное рабочее место, и не нужно, чтобы он исполнял несколько разных обязанностей. В конечном итоге это позволит в дальнейшем исключить непосредственные контакты между налогоплательщиком и инспектором. Этому будет также способствовать, в частности, и электронный способ сдачи отчетов и деклараций", - сказал глава МНС.

читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).