будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Минфин Антон Силуанов
Июль 15, 2025
Хозяйство
Карпюк Илья

Новый старый налог

Министерство финансов, судя по всему, отказалось от концепции сохранения налогового бремени неизменным. Во всяком случае в «Основных направлениях бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», по информации газеты «Коммерсантъ», ведомство Антона Силуанова для наполнения бюджетов всех уровней предлагает поднять ставки налога на дивиденды для физических лиц, акциза на сигареты, ограничить возврат НДС, обложить экспорт газа в Турцию по «Голубому потоку» и, пожалуй самое заметное, ввести налог с продаж.

Документ предполагается утвердить на заседании правительства уже в пятницу, 4 июля, одновременно с основными характеристиками бюджета на 2015-2017 гг. В том числе и благодаря новым налогам Минфин планирует сверстать бюджет на ближайшие годы с минимальным дефицитом.

Если ранее планировалось, что в 2015 году дефицит федерального бюджета составит 1% ВВП, то теперь он прогнозируется на уровне 0,4% (328,4 млрд руб.). На 2016 и 2017 годы дефицит бюджета предлагается установить на уровне 0,6% ВВП.

Одновременно Министерство финансов поставило перед собой цель сократить уровень государственных расходов по отношению к ВВП до предкризисного уровня. Планируется, что к 2017 году расходная часть федерального бюджета будет равняться 18,7% ВВП — примерно такой же уровень был заложен в бюджете 2008 года. Этот показатель непосредственно характеризует уровень вмешательства государства в экономику.

 
Министерство финансов РФ

И все же для избежания слишком крупного дефицита Минфин предлагает заметно увеличить налоговую нагрузку. Так, очередное повышение акцизов на табак теперь планируется не в 2017, а в 2015 году — это должно принести бюджету уже в следующем году 16 млрд рублей. Введение акциза на газ, поставляемого в Турцию по «Голубому потоку», даст еще почти 42 млрд. Установление таможенных пошлин на покупки стоимостью более 150 евро в зарубежных интернет-магазинах должно принести 20 млрд. Индексация госпошлин, как ожидается, принесет 17,5 млрд, а отказ в вычете НДС для инвестиций, которые были совершены за счет бюджетных средств, позволит сэкономить 15,6 млрд. итого все эти нововведения принесут бюджету около 111 млрд рублей.

Также Минфин позаботился и о региональных бюджетах. О планах по увеличению ставки налога на дивиденды физических лиц с 9% до 13% речь идет уже давно. А вот идею о введении налога с продаж Минфин поддержал за последние годы впервые.

Налог с продаж — один из видов налога на потребление, рассчитывается как процент от стоимости реализованного товара либо услуги.

Напомним, налог с продаж впервые в истории современной России появился еще в 1991 году — он был введен на союзном уровне. Однако уже во вступившем в силу 1 января 1992 года законе «Об основах налоговой системы» такой налог отсутствовал, вместо него появился существующий до сих пор налог на добавленную стоимость.

Налог на добавленную стоимость имеет намного более сложную природу, хотя по сути облагает те же самые товары и услуги. Если налог с продаж полностью платит конечный покупатель, то налог на добавленную стоимость взимается на каждом этапе производственной цепочки — при этом каждый покупатель, который сам является плательщиком НДС, имеет право на возврат уплаченных сумм.

При этом НДС по своей сути является национальным налогом — так как производственные цепочки редко сконцентрированы на территории одного региона. Налог с продаж, в свою очередь, является региональным или даже муниципальным — он устанавливается для всех торговых точек региона или территории и может сильно отличаться в рамках одной страны.

Считается, что НДС более справедливо распределяет нагрузку, нежели обычный налог с продаж. Однако администрировать НДС намного сложнее, так что есть немало сторонников отмены этого налога и замены его обычным НсП. В США НДС отсутствует в принципе — там каждый штат устанавливает свой налог с продаж.

Во второй раз налог с продаж был введен в России в 1998 году, сразу после кризиса. Государство тогда позволило регионам для увеличения сборов в бюджеты устанавливать налог с продаж при условии, что его ставка не будет превышать 5%. Естественно, большинство субъектов воспользовались такой возможностью: уже через несколько месяцев после принятия закона в абсолютном большинстве регионов НсП был введен, причем по максимальной ставке в 5%. По официальным данным, только 13 регионов решили не применять этот налог на своей территории.

 

Во время принятия Налогового кодекса на рубеже 1990-х и 2000-х годов было предусмотрено, что налог с продаж будет временным — 27 глава Налогового кодекса утратила силу 1 января 2004 года. Вопросы к налогу возникли и до этого и даже стали предметов разбирательства в Конституционном суде. Некоторые юристы сочли, что налог с продаж и налог на добавленную стоимость облагают одно и тоже — а согласно Основному закону двойное налогообложение запрещено. Однако КС лишь постановил освободить от НсП индивидуальных предпринимателей, так как иначе они ставились в неравные условия с юридическими лицами.

О возврате налога с продаж заговорили уже в 2006 году — причем Министерство финансов было одним из самых последовательных критиков этой идеи. В какой-то момент идею поддерживали и премьер Дмитрий Медведев, и Минэкономразвития, но ввести НсП все-таки не удавалось.

Но все изменилось в 2014 году. Минфин теперь выступает сторонником возвращения налога с продаж, однако какая будет максимальная ставка пока непонятно. Во вторник информагентства со ссылкой на слова Антона Силуанова сообщили о верхнем пороге в 3%, «Коммерсантъ» со ссылкой на проект «Основных направлениях бюджетной политики» пишет о 5%. При этом заместитель министра экономического развития Сергей Беляков во вторник заявил, что его ведомство идею сосуществования НДС и НсП уже не поддерживает из-за того, что она приведет к росту цен.

Введение НсП, судя по расчетам Минфина, намного сильней отразится на экономике, чем все поправки в ставки налогов и сборов, которые делаются для поддержания федерального бюджета. Если все предложения Минфина будут приняты, то в 2015 году федеральный бюджет за счет акцизов на табак и газ, роста госпошлины и отмены возврата НДС по некоторым статьям получит около 111 млрд рублей (0,7% от расходов), то региональные бюджеты в том же году за счет налога с продаж получат дополнительно около 195 млрд (более 2% от расходной части консолидированного бюджета регионов). Для сравнения: по данным Счетной палаты, только в первом квартале 2014 года долг регионов вырос на 16,7 млрд рублей до 1,754 трлн рублей. Если бы налог с продаж действовал уже в 2014 году, регионы не набирали бы долги, а отдавали их.

Один из самых больших недостатков налога с продаж, который был известен и в 1998 году, это его неравномерное распределение. Лучше всего он будет собираться в крупнейших и богатейших регионах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Кубань и т. д. В принципе, они и сейчас себя чувствуют неплохо — оказавшаяся в какой-то момент в предбанкротном состоянии Московская область была доведена до этого не отсутствием налогоплательщиков, а странными управленческими решениями.

Так что не исключено, что НсП станет налогом на всех россиян — платить то нужно будет при каждой покупке, — но ощутимую выгоду от него получат только самые богатые регионы.

Карпюк Илья
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).