Эпохальный контракт ТНК-BP и «Укртранснафты» мог бы стать темой для анекдота по мотивам «Вы будете смеяться, но трубу опять развернули», если бы не один нюанс. В ходе переговоров на высшем уровне между президентами РФ и Украины в полную силу зазвучала реализуемая в последние годы тенденция российской политики на просторах СНГ, в которой причудливо перемешаны цели и средства, лояльность политических режимов в СНГ и транзит российских энергоресурсов.
Газотранспортный консорциум «Газпром»-Украина и покупка энергетических компаний в Закавказье, газовая война с Белоруссией за попытку приобрести газотранспортную систему «Белтрансгаз», многочисленные газодобывающие и газоснабжающие совместные проекты в Средней Азии и Закавказье были частью этой политики. Даже «союзник» России Александр Лукашенко при попытке «Газпрома» получить в собственность экспортную трубу, идущую по территории Белоруссии стал неуступчивым и стал даже вещать по местному ТВ об агрессивных планах Путина.
Эпопея с попыткой реверса трубы «Одесса – Броды», предназначенной разработчиками из американской фирмы KBR (Это дочка Chevron, американского аналога «Роснефти») для того, чтобы обойти Россию при транзите каспийской нефти – из той же серии.
Когда выяснилось что в азербайджанском секторе Каспия нефть, предназначенная для заполнения трубы Одесса-Броды отсутствует в нужном объеме, ТНК-BP предложила использовать нефтепровод в обратном, т.е. в реверсном направлении – для транзита нефти из нефтепровода «Дружба» в Одессу и далее – танкерами через Босфор. Длительные переговоры, сопровождались беспрецедентным давлением на Украину США и Польши и закончились в марте после постановления украинского правительства о прямом использовании (то есть временном не использовании) трубы.
Между тем Россия повысила ставки в этой игре и решила отказаться от взимания в российский бюджет НДС с российских нефтяных и газовых компаний. До сих пор компании, поставляющие энергоносители в страны СНГ, платили НДС в бюджет РФ. В результате принятого решения, о том, что налог будет уплачиваться в стране - покупателе энергоресурсов, (а это – члены ЕЭП – Украина и Белоруссия) российский бюджет понесет ущерб в 41 млрд. руб. Соответственно ту же сумму получат российские партнеры по ЕЭП.
Если воспринимать это решение как элемент позиционной торговли по совместным проектам, то взамен Россия получила очередное твердое обещание от уходящего в конце 2004 года в отставку президента Кучмы во-первых, начать работу российско-украинского газотранспортного консорциума, во-вторых, разрешение «Укртранснафте» от правительства Украины взять товарный кредит нефтью у российской ТНК для сохранения целостности трубы, которая до сих пор заполнена специальным консервирующим составом и, в третьих, неконкретно сформулированное - без упоминания России и российских нефтяников поручение изыскать нефть для начала работы многострадального трубопровода «Одесса – Броды».
ТНК-BP предлагала украинцам кредит в течение последнего года – неэксплуатируемый трубопровод надо было сохранять, отмечают представители российской компании. Правда сейчас украинцы перешли к конкретным действиям и есть надежда, что в первой декаде августа произойдет заполнение трубы российской нефтью. Однако это будет еще не сам реверс – документы о прокачке нефти будут готовы лишь в IV квартале.
Тем не менее, это будет едва ли не главное достижение нынешней российской политики в СНГ этого года, когда ценой немалых политических усилий и экономических затрат (Украина импортирует российских энергоносителей на $4,55 млрд. и цена решения по «Одессе – Броды» для российского бюджета – около $1 млрд.) России удалось добиться выгодного для себя решения.
Но попутно Украина продолжает переговоры с Польшей об использовании трубы в «правильном» – американском направлении и ищет для этого деньги и нефть. К тому же в этом году на Украине пройдут президентские выборы, которые могут изменить отношение властей и к этому и к ряду других совместных проектов.
Решение о реверсе трубы пришло тогда, когда Россия по мнению руководителей «Транснефти» уже не особенно в нем нуждается – заработала Балтийская трубопроводная система, возросли объемы переработки нефти на российских НПЗ. Лишние 9 млн. т нефти, которые украинские чиновники, может быть, разрешат экспортировать через одесский терминал «Пiвденный», если реверс – разворот трубы в российском направлении состоится, лишь увеличат транспортную нагрузку на Босфор. Возможно, этот дополнительный поток нефти станет лишним аргументом в «странной войне» между МИДом и «Транснефтью» за выбор маршрута еще одного нефтепровода в обход Босфора по гарантированно недружественной территории.
«Политика большой трубы» для России в ее нынешнем положении просто неэффективна. Приручение нужных режимов нефтяными трубопроводами к поставкам нефти была эффективна только в случае подавляющего экономического преимущества СССР в сочетании с уже сложившимся политическим доминированием. К тому же использование любых экономических средств в СНГ в отсутствии ясных политических целей ни к чему привести не может. Позитивным, вероятно, можно назвать не сомнительные пока политические достижения на ниве долгосрочного приручения режимов, а сложную и внутренне противоречивую деятельность по расширению географии экспорта российских энергоносителей.