будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 12, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Охота за роскошью

Охота за роскошью
gricenko1
Григорий Гриценко. Источник: Полит.ру

Несмотря на то, что тема налога на роскошь является, казалось бы, новой для России вообще, и ее налогового законодательства, в частности, мы, тем не менее, можем показать, что некоторые подходы к введению этого налога предпринимались еще более десяти лет тому назад. Предпринимались, но так и не были доведены до конца, и потом полностью отменены за ненадобностью. Но вот теперь, по всей видимости, необходимость в подобного рода налоге появилась, и эту тему снова вытащили на свет божий.

Как выглядели подходы к налогообложению предметов роскоши в «лихие 90-е годы»? Начнем с того, что в те времена роскошь только и стала появляться. До этого, в советские годы, ни о какой настоящей роскоши и речи не могло идти. Но вот после начала экономических реформ, когда доходы немаленькой группы граждан стали расти очень высокими темпами, у них появилась возможность приобретать эти самые «предметы роскоши» в больших объемах. Достаточно заметных для того, чтобы постоянно мозолить глаза другим категориям граждан, которые оказались не столь успешными и, достаточно заметных для того, чтобы обратить на себя внимание налоговых органов.

И вот, когда налоговые органы узрели наличие достаточно большого количества предметов роскоши во владении российских граждан, они стали действовать следующим образом. Не вводя специального налога на роскошь они, тем не менее, вынуждали (разумеется, строго по закону) доносить на своих клиентов продавцов этих предметов. В налоговое законодательство были внесены соответствующие статьи, которые определяли состав предметов роскоши (для этого был введен эвфемеизм – особо крупные покупки). К ним относились: автомобили; жилые дома и квартиры; ювелирные изделия; монеты и слитки из драгоценных металлов; ценные бумаги. Если вы покупали какой-нибудь из этих предметов, то продавец (автомобильный салон, ювелирный магазин, регистрационноя служба, биржевой брокер и банк) был обязаны поставить об этом приобретении в известность подразделение налоговой службы по месту официальной регистрации покупателя.

После этого налоговая служба начинала с нетерпением ждать конца финансового года. После его окончания она получала от всех работодателей хорошо известную справку «2-ндфл», то есть информацию работодателя о выплаченной заработной плате и начисленном подоходном налоге своим работникам. После получения справки о доходах налоговые инспектора сопоставляли приведенные в ней данные с данными, полученными от продавцов предметов роскоши. И вот здесь начиналось самое интересное.

Могло быть так, что некий гражданин, который в отчетном году купил квартиру или автомобиль, получил доход, который по действующим критериям являлся минимальным и, соответственно, облагался по самой низкой ставке. Или некая гражданка купила ювелирные украшения, стоимость которых в несколько раз превышала начисленную ей годовую заработную плату. Или некий гражданин купил еще какой-нибудь предмет роскоши, но при этом от работодателя вообще не было получено никаких справок о начисленной заработной плате – то есть у покупателя просто не было легальных источников дохода.

Сверив информацию о доходах и расходах граждан и увидев вышеперечисленные расхождения, налоговые органы приглашали недобросовестного налогоплательщика на беседу, целью которой было восстановление справедливости, то-есть декларирование налогоплательщиком реальной объема своего годового дохода с последующим доначислением и уплатой налоговых сумм.

Понятно, что покупатели предметов роскоши без особого энтузиазма относились к этой процедуре. И дело было не только в том, что приходилось объявлять фактическую сумму номинального дохода (хотя в те времена это действительно было опасно – некоторые банды имели информаторов в налоговых органах, и от них получали сведения о богатых гражданах – потенциальных жертвах ограблений), но и в том, что более высокий номинальный доход облагался по более высокой ставке налога.

Вот как выглядела шкала налогообложения номинальных доходов физических лиц в 1997 году.

Размер облагаемого совокупного дохода, рублей

Пороги прогрессии, рублей

Ставка налога

Налоговые суммы, рублей

Общая сумма налога, рублей

Эффективная ставка налога

До 12 000 000

12 000 000

12%

1 440 000

1 440 000

12%

От 12 000 001 до 24 000 000

12 000 000

12 000 000

12%

20%

1 440 000

2 400 000

3 840 000

16%

От 24 000 001 до 36 000 000

12 000 000

12 000 000

12 000 000

12%

20%

25%

1 440 000

2 400 000

3 000 000

6 840 000

19%

От 36 000 001 до 48 000 000

12 000 000

12 000 000

12 000 000

12 000 000

12%

20%

25%

30%

1 440 000

2 400 000

3 000 000

3 600 000

10 440 000

21,75%

От 48 000 001 и выше

12 000 000

12 000 000

12 000 000

12 000 000

12 000 000

12%

20%

25%

30%

35%

1 440 000

2 400 000

3 000 000

3 600 000

4 200 000

14 640 000

24,4%

Данные по налоговым суммам, приведенные в этой таблице, немного условные, так как доход, относящийся к последнему порогу прогрессии, может быть меньше, чем указано в таблице. Но сути это не меняет. Из таблицы видно, как растет эффективная ставка подоходного налога по мере роста номинального дохода, и такая прогрессия далеко не всем могла понравиться.

Продавцы дорогостоящих товаров выполняли функцию информаторов налоговых органов без особого желания. Они понимали, что, с одной стороны, подобные действия отпугнут часть покупателей, а некоторых даже разозлят, а с другой стороны, непредставление или не полное представление информации грозит санкциями налоговиков. Потому крутились как могли, стараясь угодить и клиентам, и налоговым органам.

Однако их мучения были остановлены. В ходе налоговой реформы, проведенной в 2001 году, прогрессивные ставки налогообложения были отменены и заменены единой линейной ставкой в 13%, и поэтому надобность в информации о произведенных крупных расходах отпала. Тем более, что в ходе реформы предполагалось, что введение регрессивной ставки единого социального налога стимулирует вывод из тени большей части доходов физических лиц, после чего налоговая служба легко и непринужденно соберет те суммы налога, которые она раньше могла получать только после перекрестного обследования налогоплательщика.

Сработает ли эта мера сейчас – однозначно сказать трудно. В 90-е годы она однозначно не работала. Но за прошедшие 10 лет у нас в стране многое поменялось. Кто знает, на какие чудеса стали способны наши налоговики?

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).