Роман Абрамович успел побывать владельцем последней модели Airbus стоимостью $300 млн. Правда, только на страницах газет, официальные представители бизнесмена факт покупки опровергли. Между тем, самолет для крупного российского бизнесмена – «не роскошь, а средство передвижения». По некоторым оценкам, российские бизнесмены в 2005-2009 годах потратят на покупку самолетов более $4 млрд.
Миллиардер Роман Абрамович купил Airbus A380 за $300, сообщила сегодня Le Figaro. А 380 – новейшая разработка компании Airbus. Airbus A380 – самый большой лайнер в мире - он может перевозить от 555 до 845 пассажиров. Airbus долго запускал проект, постоянно перенося сроки и срывая уже заключенные контракты. Именно срыв программы А380 позволил российскому ВТБ скупить 5 процентов акций контролирующей Airbus компании EADS, когда акции были на минимуме.
Таким образом, губернатор Чукотки мог стать первым частным лицом, купившим такой лайнер. Самолет будет доставлен ему в 2011 году. Интерьером лайнера займется компания Lufthansa Technik (провайдер по техническому обслуживанию и ремонту самолетов) в Швейцарии. Официальный представитель Millhouse (компания управляет активами Абрамовича) Джон Манн успел уже опровергнуть сообщение газеты - "Роман Абрамович не приобретал такой самолет", - заявил он.
«Не покупал, но мог бы и купить» - по такой логике строятся размышления в таких случаях. Дело в том, что и пресс-службы не всегда располагают информацией относительно покупок владельцев, и факт покупки (или отсутствие его) заслоняет иные соображения. «Богатые утопают в роскоши, а дети Нигерии голодают» или «рынок предметов класса «люкс» в России растет ударными темпами». То есть все та же нефтегазовая экономика и трагический разрыв между бедными и богатыми.
Губернатор Чукотки больше известен своей любовью к яхтам. В последнее время к своим трем Sussurro, Ecstasea и Pelorus он добавил еще одну – «Samar». При этом самую большую свою яхту - Pelorus – Абрамовичу пришлось оставить жене и детям. Однако, сейчас для него строят другую грандиозную яхту Еclipse («Затмение»), которая будет стоить $300 млн.
В настоящий момент у Абрамовича уже есть два самолета. Один - старенький Boeing-737, приспособленный под рабочие полеты между Чукоткой, Москвой и Лондоном. А несколько лет назад Абрамович за 100 млн долларов приобрел Boeing-767. После отделки интерьера, установки ванн, плазменных панелей и прочего необходимого в полете оборудования стоимость покупки перевалила за $1 миллиард. По крайней мере, такие оценки тогда приводились в СМИ.
Бизнес зависит от мобильности – это ясно большинству российских бизнесменов уже давно. А на фоне благоприятной конъюнктуры на сырьевых рынках представители бизнес-элиты могут тратить все больше и на частные авиалайнеры. Еще в 2004 году приблизительная стоимость авиапарка российских бизнесменов оценивалась в $1 млрд. Корпоративные и VIP-самолеты создавались путем переделки салона из ближне- и среднемагистральных лайнеров - Ту-134, Ту-154, Як-40, Як-42.
Дальше начался рост «по экспоненте». Только в 2006 году российские граждане и организации заказали около 70 деловых машин. По Национальной ассоциации деловой авиации, за прошедшие 2 года, российские бизнесмены потратили на приобретение самолетов деловой авиации (исключительно зарубежного производства – в России таких лайнеров не производится) $1,5 млрд. А до 2009 года они потратят еще $2,5 млрд. Причем, на $1 млрд. контракты уже заключены.
Большинство российских бизнесменов предпочитает самолеты среднего класса, вмещающие 9-14 пассажиров и с потолками, позволяющими стоять в полный рост. Наиболее популярными моделями самолетов такого класса являются Global Express от Bombardier, Business Jet от Boeing Co. (BA), Hawker 850XP от Hawker Beechcraft Corp., Gulfstream V от General Dynamics (GD) и Legacy 600 от компании Embraer (ERJ).
Михаил Ходорковский раньше (до того, как начал сидеть) летал на Gulfstream 5. По слухам, министр финансов Алексей Кудрин приобрел самолет бывшего главы ЮКОСа. На таком же самолете летает «алюминиевый король» Олег Дерипаска. Раньше он вроде бы летал на Як-40, но тогда и его состояние не оценивалось, как сейчас, в $16-25 млрд. "Гольфстрим" входит в число самых популярных самолетов среди бизнес-элиты мира. В разных комплектациях машина вмещает до 15-19 человек и может совершить беспосадочный перелет от Москвы до Нью-Йорка. Правда, с посадкой могут возникнуть проблемы – не все взлетно-посадочные полосы могут принять этот самолет.
Глава «Нафта-Москвы» Сулейман Керимов предпочитает - наряду с быстрыми спортивными авто и медийными дамами класса "люкс" - Boeing Business Jet. Еще один популярный самолет - канадский Bombardier Challenger 604. На таких раньше летали Виктор Вексельберг и Борис Березовский.
Так что – даже если Роман Абрамович не покупал A380 – для деловой авиации дальнемагистральный лайнер на 500 человек все-таки за пределами здравого смысла – то вполне мог бы купить. Летать-то надо.