На сегодняшней пресс-конференции начальник департамента МЭРТа Андрей Клепач подтвердил журналистам, что в добычу нефти началось снижение инвестиций еще с начала 2003 года, то есть, когда дело ЮКОСа начало приносить реальные результаты в инвестиционном климате. Это означает, что нефти в России добываться больше, чем сейчас, просто не будет.
"Нефтяные компании выросли настолько, насколько смогли вырасти", - заявил журналистами президент «Транснефти» Семен Вайншток, объясняя отставание темпов добычи от роста экспортных мощностей, запланированных на быстрый рост нефтедобычи. Соответственно, не стоит надеяться на рост объемов экспорта нефти, который и дает существенную прибавку к росту промышленности и всего ВВП.
Еще один тревожный звонок: импорт иностранного оборудования за третий квартал увеличился на 40%, в то время как отечественное машиностроение увеличило производство всего на 11%.
Далее. Чтобы сдержать инфляцию, ЦБ вынужден укреплять рубль, который за последние дни подорожал по отношению к доллару на 20 копеек и, без сомнения, укрепление национальной валюты продолжится при высоких ценах на нефть. А это, между прочим, существенный удар по конкурентоспособности отечественного производителя, который, судя по приведенным чиновником цифрам, терял свой рынок даже тогда, когда рубль и не укреплялся. А если дополнительные доходы населения пойдут на покупку импорта, а не отечественной продукции, то из-под экономики просто будут выбиты последние подпорки.
К этому следует добавить сильнейший рост цен на топливо внутри страны. Первым публично возмутился этим министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, посокльку малосильное сельское хозяйство наиболее сильно страдает из-за роста цен на ГСМ. Вероятно, вскоре его примеру последуют и другие министры, поскольку нефтяные компании уже заметно "давят" многие отрасли. Трудно говоорить, кто первый раскрутил инфляцию издержек - нефтяники - обвиняют металлургов, поднявших цены на трубы, но инфляция и уже не в скрытом виде, а как нарушение прогнозов МЭРТа встает перед российской экономикой.
Некоторые экономисты считают, что стагнация приближается из-за непродуманных действий правительства, которое своим стабилизационным фондом «выкачивает» деньги из экономики, и в ней ощущается явная нехватка инвестиций, усугубленная еще и недавним банковским кризисом. И действительно, западные экономисты считают нормальным уровень монетизации экономик в 50-60%, в то время как в России в 2003 году этот показатель составлял всего 24%, а с учетом оборота долларов - порядка 30%.
Судя по всему, спасти российский экономический рост сможет только одно: дальнейший рост цен на нефть. Такой вариант, судя по заявлениям представителей OPEC, которые выступали сегодня на Всероссийской неделе нефти и газа в Москве, совсем не исключен.
Дополнительные доходы, несмотря на стабилизационный фонд и вывоз капитала, все-таки будут «просачиваться» в промышленность, и чем их будет больше, тем сильнее. А вот чисто российских позитивных факторов для экономики в ближайшей перспективе пока просто не просматривается. В этом случае можно только констатировать, что зависимость нашего благополучия от неподвластных нам цен на нефть только усугубляется, хотя правительство и утверждает обратное.