Как сообщают СМИ, теракты нанесли серьезный удар туристическому рынку России: иностранные туристы аннулировали около 20 тыс. ранее сделанных заявок. В настоящий момент убытки турфирм оцениваются в $ 400 млн.
Как заявила "Полит.Ру" пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина "Сокращение въездного потока может сотавить до трети от общего объема". По ее словам, оборот туристического рынка в России для въезда иностранцев оценивается в $3 млрд. "В связи с последними терактами десятки тысяч туристов отказываются ехать в Россию. На фоне бездействия ведомоств, отвечающих за развитие туризма и близорукой политики российских отелей, повышающих после терактов цены на проживание, теракты могут оказаться последним гвоздем в туристическую отрасль России". По словам И.Тюриной, "такой концентрации трагедий, которые случились в России за период с 24 августа мы не переживали никогда, и специалисты назвали это уже "израильским синдромом".
Для справки - в кризисный для Израиля 2002 год в разгар интифады количество туристов сократилось в 3 раза, и вернулось на прежний уровень лишь в результате энергичных усилий МИДа и еврейских организаций.
Однако потеря 70% туристического рынка может оказаться не единственной потерей России в результате серии терактов. Если российские власти предполагают начать серьезную войну с террором, и это желание не исчезнет вместе с серией митингов, то совершенно очевидно, что придется резко повышать уровень готовности общества и государства, чтобы сделать нас более устойчивыми к терактам.
Война с террором означает не только увеличение военного бюджета но и целенаправленное повышение оснащенности спецслужб и армейских подразделений очень дорогой специфической ( в основном импортной) техникой. Некоторые виды такой техники оказались не под силу даже военному бюджету Израиля - "бюджету безопасности".
Реальные действия по предотвращению техногенных терактов могут означать появление серьезных статей расходов на безопасность у естественных монополий. И если "Газпром" уже привычен к подобным расходам - он, случалось, выполнял и более экзотические требования политического руководства страны, то для РАО ЕЭС, "Транснефти" и РЖД это может означать незапланированное увеличение тарифов. Между тем во многих случаях именно на низких тарифах и высоком уровне безопасности строилась их инвестиционная стратегия.
Требование повышения безопасности на транспорте означает увеличение накладных расходов на пассажирские перевозки как на дальних видах транспорта, так и на муниципальном местном транспорте. Не важно, каков будет механизм реализации мер безопасности. Грубо говря не важно в результате деятельности страховых компаний, или самих перевозчиков, или государственных служб, появятся турникеты с металлоискателями, квалифицированная охрана на автовокзалах и в поездах. В любом случае за “составляющую безопасности” в тарифе на проезд придется платить пассажирам. Эти меры требуют новой степени взаимодействия трех составляющих - государства, перевозчиков и страховых компаний.
В России с 2001 существует Антитеррористический пул крупнейших страховых компаний, достаточно успешный в экономическом отношении. И страховщики - по словам второго лица в этой организации Александра Гулченко из СК "РОСНО" располагают квалифицированными кадрами для оценки страховых рисков и проведения подготовительных мероприятий по уменьшению террористической опасности - а это на Западе лучший экономический регулятор вопросов безопасности. Однако пул не занимается транспортом и авиацией, а лишь имущественными рисками вследствие терактов. И пока не готов заниматься чем либо еще.
Наконец, и это главное – самый серьезные потери понесет динамично растущий строительный сектор. Там значительную часть рабочих составляют незаконные и полузаконные гастарбайтеры из Средней Азии и из Закавказья, есть даже рабочие и из Афганистана (как сказал один специалист по строительству, “настоящие талибы”). Ужесточение режима регистрации иностранцев означает, что возрастет стоимость строительства. Более того, некоторые строительные компании начинали строительство в расчете на дешевые руки полузаконных и незаконных гастарбайтеров. Ужесточение мер приведет к тому, что некоторые уже начатые строительные объекты, и даже целые строительные программы, - вроде социального жилья, придется закрывать.