будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
транспорт
Ноябрь 7, 2025
Хозяйство
Мулеев Егор

От транспортной политики к политике в транспорте

От транспортной политики к политике в транспорте
1_IYuplqN
Дублер Курортного проспекта в Сочи. Источник: rosavtodor.ru

Научный сотрудник Центра транспортного моделирования Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ о том, как меняется политика в области транспорта.

Изучение подходов к решению транспортных проблем уместнее, да и продуктивнее, рассматривать не с лозунгов, а с вопросов политической экономии. Приоритеты обозначаются размером финансовой обеспеченности. Однако куда более интересным оказывается механизм их формирования в свете центральной проблемы – перегрузки транспортной системы города. Другими словами, как определяются пути решения?

Сегодня любые аналитические работы в сфере транспорта опираются на внушительный методический фундамент. Последние 50 лет методология транспортных исследований шла по пути усложнения вычислительного (по сути – математического) аппарата с целью повышения качества прогнозов. Поэтому в теории решение транспортной проблемы предваряется грандиозной исследовательской работой. На практике же обнаруживается сложное пересечение многочисленных интересов, начиная от активности формата «только-не-в-моем-дворе», заканчивая грандиозными суммами, которые перечисляются на счета строительных организаций.

Сосредоточение специалистов в области транспорта на методе сделало как бы незаметным тот факт, что интересы заказчика влияют на использование научных подходов. Социальные науки и вовсе много лет не питали особого интереса к тематике транспорта, за исключением прикладного характера исследований транспортного поведения. Более того, такое направление как «транспортная политика» (вкупе с одноименным журналом) рассматривает «политику» как набор административных мер по управлению спросом на поездки. Причем, в большинстве случаев, проблемой становится введение дополнительных денежных сборов с определенных категорий пользователей. Собственно, аккуратное внедрение ценовых мер, видимо, и является смыслом «политического». На деле технократические аргументы чиновников заменяют публичное пространство обсуждения, а решение принимается за закрытыми дверьми в составе ограниченного круга участников. Жонглирование рациональными аргументами оказывается своего рода священным танцем для профессионалов, прикрывая уже принятые решения туманом научности.

Решение транспортной проблемы – это не строгий рациональный расчет, а результат договоренностей и предпочтений элит. Однако тенденция эта не нова, и присуща не только отечественным условиям. В США это проблема огромных пустующих парковок и городского транспорта; в Европе – автомобильные и железнодорожные тоннели и эстакады, прогноз трафика на которых отличается от реальных цифр. По сути, любой проект обусловлен социальной связью между чиновниками, застройщиками и планировщиками. Внимание к этой тенденции стало появляться после того, как некоторые проекты показали свою несостоятельность. Однако, как убедительно показали американские социологи Харви Молотч и Джон Логан «тенденция использования земли и власти в целях делания денег была открыта в Америке в 19-м веке, но она не прекратила свое существование до сих пор».

Единственный способ преодолеть эту тенденцию – предлагать и отстаивать альтернативные повестки, ввести в формат принятия решения дискуссионность. Транспорт перестает рассматриваться только как обязательное условие для экономического развития, он сам по себе является прибыльной деятельностью. Самое удивительное, что точки зрения «за» и «против» могут быть обоснованы с привлечением экономических, градостроительных, культурных, технических, математических аргументов. Причем успех каждой из них зависит уже не столько от адекватности обоснования, сколько от таланта переговорщиков. Поддержка масс в этом случае оказывается условием для преодоления закрытости процесса принятия решения. Только несколько повесток, и только публичный формат дискуссии способны преодолеть ограничения существующего подхода, что открывает довольно занимательные перспективы. Причем в градостроительной практике уже существует опыт проведения дискуссий в виде т.н. публичных слушаний. Транспорт оказывается не менее субъективно-окрашенной темой, однако обладает куда более богатыми ресурсами для обоснования конкретной точки зрения. Более того, способность транспорта влиять на жизни многих миллионов людей ничуть не менее важна, как и городская среда, где эти же миллионы проживают. Вопрос, таким образом, смещается к уже классической теме о субъекте столь значительных преобразований.

Мулеев Егор
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).