будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 25, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Откуда взялся дефицит бензина

Откуда взялся дефицит бензина
gric_big

Понедельничные договоренности о замораживании розничных цен на моторное топливо стали неприятной новостью для многих владельцев АЗС, поскольку им предшестовал рост цен на опт и никаких оснований надеяться на то, что в ближайшее время оптовые цены пойдут вниз, не существует, ибо динамика этих цен – отражение реального товарного дефицита.

Прогнозируемое повышение цен, приходящееся на достаточно тяжелое для торговцев топливом время года – ноябрь, - поначалу не могло не вызвать удивления. О каком повышении цен и нехватке товарных запасов топлива может идти речь, когда сельскохозяйственный сезон закончен, а после выпадения первого снега большинство автолюбителей поставит свои машины в гаражи? Тем не менее, средства массовой информации со слов владельцев АЗС стали говорить, что запасы топлива у всех на исходе, и повышение цен вот-вот произойдет, если уже не произошло. То есть сезонные факторы оказываются очень слабыми и не могут сдержать повышательного движения цен на бензин и дизельное топливо. Чем же объясняется такая странная ценовая динамика?

Представители мелких компаний, то есть розничных сетей, у которых нет своей нефтедобычи и переработки, и которые торгуют «чужим» топливом, утверждают, что крупные компании проводят политику выдавливания мелких с розничного рынка, и просто не поставляют им топливо со своих НПЗ. Крупные компании стараются это заявление не комментировать, а обращают внимание на глубокие структурные сдвиги, произошедшие в российской экономике – парк автомобилей постоянно растет, причем очень высокими темпами, а новых мощностей по переработке нефти никто не строит, вот и образуется разрыв между постоянно растущим спросом на бензин и его ограниченным предложением. И этот разрыв, иначе называемый дефицитом, и гонит цены вверх.

Не вдаваясь в подробности отношений между крупными акулами и мелкими рыбешками, отметим, что глобальный макроэкономический фактор – рост парка автомобилей – действительно имеет место. Если в 2000 году в ГИБДД было зарегистрировано 24,5 млн. транспортных средств (легковых машин, легких и тяжелых грузовиков, автобусов), то в 2004 году транспортных средств было уже 28,6 млн. шт., а в 2006 году их численность перевалила за 31 млн. единиц. То есть за семь лет парк автомашин увеличился на 26,5%. Понятно, что все эти транспортные единицы не стоят на месте, а активно передвигаются и потребляют топливо и смазочные масла.

То же самое, кстати, можно сказать и про другие транспортные средства, хотя представители нефтяных компаний о них почему-то умалчивают. Но факт остается фактом – за то же время количество рейсов самолетов и количество составов, перевозимых тепловозами, увеличилось, а это ведь тоже активные потребители горючего. И они также активно претендуют на свою долю топливного рынка.

Таким образом, рост деловой активности, приводящий, в том числе, к росту передвижений грузов и граждан, вызвал дополнительный спрос на топливо.

Возникает вопрос: как этот спрос удовлетворялся, то есть, как менялось производство бензина и дизельного топлива? В 2000 году НПЗ России произвели 32,4 млн. тонн бензина и 49,2 млн. тонн дизтоплива. В 2004 году производство бензина почему-то упало до 30,4 млн. тонн, а производство дизельного топлива продолжало нарастать – его выпуск составил 55,4 млн. тонн. В 2006 году производство бензина составило 34,4 млн. тонн, а дизельного топлива – 64,2 млн. тонн.

То есть, если судить по этим статистическим данным, производство автобензина топчется на месте, при том, что автомобильный парк растет прямо на глазах. Это и вызывает пресловутый дефицит топлива.

Надо отметить, что наращивание выпуска дизельного топлива происходит не потому, что на него вдруг появился какой-то дополнительный спрос, например, со стороны сельского хозяйства, а потому, что при переработке нефти на бензин дизельное топливо, как и мазут, является своего рода отходом производства. Чтобы получить бензин, нефть обязательно должна пройти стадию получения дизельного топлива, иначе никакого бензина вообще не будет. То есть, чем больше мы хотим получить бензина, тем больше должны выработать дизельного топлива и мазута. При тех технологиях переработки нефти, которые применяются на российских НПЗ, из каждой тонны нефти можно получить только 160 кг. бензина (16%), а это крайне низкий показатель выхода готовой продукции.

Таким образом, расширить выпуск бензина за счет углубления переработки НПЗ не могут, так как технологии этого не позволяют. А увеличить выпуск моторных топлив, нарастив переработку нефти тоже практически невозможно, так как имеющиеся производственные мощности заводов, по утверждению их представителей, почти полностью загружены. В результате постоянно растущий спрос не может быть удовлетворен текущим производством, что и приводит к снижению запасов топлива в оптово-розничной сети торговли нефтепродуктами. И в ближайшее время выхода из этой ситуации не предвидится, так как, хотя некоторые компании и начали реконструкцию перерабатывающих мощностей, результат в виде увеличения выпуска бензина будет получен только года через два-три. Да и добыча нефти стагнирует уже два года подряд, и текущий год не будет исключением.

Но несмотря на то, что объективно ситуация для наращивания выпуска автомобильного топлива не очень подходящая, вряд ли это сильно беспокоит нефтяные компании. У них есть прекрасный канал сбыта лишней нефти – за границу, и этим каналом они всегда пользуются. Но особенно активно экспортируется сырая нефть после очередного скачка мировых цен на черное золото. А поскольку этой самый скачок произошел буквально несколько недель назад, то не трудно предположить, что нефтяные компании отправят на экспорт не только дополнительные объемы добычи сырой нефти, но и снимут часть сырья с поставок на внутренний рынок, то есть на НПЗ, и также переведут его на экспортные направления. Провоцируя, тем самым, снижение выработки автомобильного топлива в России, дальнейший скачок внутренних оптовых цен и дальнейшее ухудшение положения АЗС, не аффилированных с нефтеперерабатывающими структурами.

Обсудить статью

См. также:

  • Гриценко. Как бороться с бензиновой дороговизной
  • Гриценко. Три вопроса к нефтяному гиганту
  • Гриценко. «Транснефтегибрид» президента
  • Гриценко. Нефть без посредников
  • Гриценко. Послание нефтяникам и лоббистам
  • Гриценко. Украинская экономика в нефтегазовых клещах
  • Гриценко. Нефтяной шок
  • Гриценко. Нефть: стратегия для России
    Гриценко Григорий
    читайте также
    Хозяйство
    Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
    Декабрь 6, 2012
    Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
    Хозяйство
    Экономические итоги года
    Декабрь 29, 2006
    ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

    Бутовский полигон

    Смотреть все
    Начальник жандармов
    Май 6, 2024

    Человек дня

    Смотреть все
    Человек дня: Александр Белявский
    Май 6, 2024
    Публичные лекции

    Лев Рубинштейн в «Клубе»

    Pro Science

    Мальчики поют для девочек

    Колонки

    «Год рождения»: обыкновенное чудо

    Публичные лекции

    Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

    Pro Science

    Инфракрасные полярные сияния на Уране

    Страна

    «Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

    Страна

    Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

    Pro Science

    Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

    О проекте Авторы Биографии
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

    © Полит.ру, 1998–2024.

    Политика конфиденциальности
    Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

    В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

    ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

    Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

    Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

    ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).