Как и положено по закону, 1 августа Пенсионный фонд Российской Федерации проводит очередную индексацию пенсионных выплат. В результате средняя пенсия увеличится на 208 рублей (а пенсия по старости – на 224 рубля) и достигнет 2764 рублей. Цифры этих повышений настолько копеечные, что о них и говорить-то ничего не следовало бы, но январские выступления пенсионеров против монетизации льгот и лихорадочные ответные действия властей, которые свелись к досрочному и относительно серьезному повышению пенсий, вынуждают нас отслеживать любое изменение в этой сфере.
Понятно, что август – это не январь, ситуация не столь плоха, да и страсти, вызванные монетизацией, малость поутихли, поэтому очередная индексация пенсий не должна вызвать массовых протестов населения. Тем более, что по сумме она почти совпадает с досрочной мартовской, которая составила 240 рублей. Но, тем не менее, имеет смысл сравнить ее размеры с ростом потребительских цен, чтобы проверить, насколько четко правительство выполняет свои обещания защитить пенсионные выплаты от обесценивания и пытается ли повысить реальный уровень жизни беднейших слоев населения. Сравнение мы будем проводить за весь прошедший 12-месячный период, то есть начиная с августа 2004 года.
Формально правительство перед пенсионерами чисто. За август-декабрь 2004 года потребительские цены выросли на 4,2%, а за первое полугодие 2005 года индекс потребительских цен составил 8%. В итоге это - 12,5%, пенсии же за этот период выросли на 20%. То есть, на первый взгляд, индексация опережает инфляцию почти в два раза, обесценивания пенсионных выплат не происходит, более того - пенсионеры стали жить лучше. Но если посмотреть на динамику цен по основным группам потребления – продовольствие, непродовольственные товары и услуги, - то картина будет выглядеть уже менее однозначно. Так, стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по России выросла на 18%, платные услуги – на 15%, а непродовольственные товары – только на 2,4%. И такая “разноплановая” динамика потребительских цен неудивительна. Если у большей части населения (а пенсионеры ее во многом и составляют, так как их у нас 38 млн человек) номинальные доходы растут медленнее, чем цены, то они вынуждены какие-то расходы урезать. Понятно, что расходы на платные услуги, под которыми надо понимать, в первую очередь, жилищно-коммунальные и транспортные расходы, сократить практически невозможно. Расходы на питание уменьшению тоже не подлежат. Тогда остается единственный вид расходов, который можно более или менее безболезненно снизить, а именно расходы на непродовольственные товары. Как раз эти расходы, которые включают в себя стоимость одежды и обуви, бытовой электроники и строительных материалов, исключаются из бюджетов пенсионеров, вследствие чего цены на эту товарную группу начинают стагнировать.
Отметим также, что рынок непродовольственных товаров является, кажется, единственным потребительским рынком, на котором тон задает покупатель, а не продавец. Нет у покупателей средств на покупку нового костюма или куртки – и цены на предметы гардероба демонстрируют удивительное спокойствие, не реагируя ни на рост денежной массы, ни на инфляционные ожидания, ни на политические обстоятельства. А если из этой товарной группы исключить еще и бензин, то тогда динамика цен вообще станет до неприличия гладкой и ровной, словно никакой инфляции у нас в стране нет и никогда не было. Но поскольку про другие рынки такого сказать нельзя, то и цены там растут совершенно другими темпами, которые портят всю картину и заставляют сомневаться в честности правительства, которое порой ловко манипулирует цифрами и выдает желаемое за действительное.
Правда, в этом году у Пенсионного фонда РФ было отличное оправдание, которое, казалось, поможет отразить все критические выступления по поводу того, что проводится не повышение пенсий, а действительно лишь их фактическая индексация. Это оправдание состоит в том, что с 1 января 2005 года была снижена предельная ставка единого социального налога (ЕСН), за счет которого и формируется вся доходная часть бюджета Пенсионного фонда. Снижение ставки произошло с 36,5% до 26%, что, естественно, не могло не привести к снижению поступлений. Поэтому бюджет фонда был сверстан с дефицитом, покрыть который должен был федеральный бюджет за счет средств Стабилизационного фонда. В начале года поступления соцналога действительно упали, но, судя по полугодовому отчету Федеральной службы по налогам и сборам, позже ситуация выправилась, и сбор ЕСН по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 22%. Следовательно, больших проблем с выплатой пенсий и их индексацией быть не должно, и “закрыться от критики” указанием на снижение ставки налога у Пенсионного фонда не получится.
А критика в его адрес должна прозвучать обязательно, так как использование средних цен по всем товарным группам, а не цен по товарам, входящим в потребительскую корзину пенсионера, существенно искажает данные по динамике жизни наименее обеспеченных слоев населения России. Данные, судя по которым жизнь этих слоев явственно улучшается, хотя речь идет практически лишь о том, чтобы поддерживать их существование на нынешнем уровне.
Но и это может не получиться. Экономика России уже подошла к нижней границе прогнозного значения инфляции на текущий год (8%-10%), то есть “план” по этому показателю можно считать выполненным досрочно. Хотя, конечно, за второе полугодие 2005 года рост цен вряд ли дотянет до такого же значения, и годовая инфляция не будет измеряться цифрой в 15%-16%, но все шансы перевыполнить собственные инфляционные задания у правительства по-прежнему остаются. Следующей же индексации пенсионерам придется ждать еще достаточно долго, и в течение этого периода их уровень жизни будет понижаться.