будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 19, 2025
Хозяйство

Пенсионная ловушка для правительства

Пенсионная ловушка для правительства
pensia-697
Пенсия. Источник: kprf.ru

Власти вновь пытаются сшить Тришкин кафтан — то есть сократить дефицит пенсионной системы. Федеральное правительство, в частности, придумало, как наполнить пенсионный бюджет без каких-либо радикальных мер. В их числе повышение отчислений работодателей работников вредных производств («вредные», «северные» и прочие пенсии станут, как предполагается, корпоративными) и увеличение налога для самозанятых граждан (индивидуальных предпринимателей, адвокатов и так далее). Такие предложения содержатся в проекте бюджета на будущий год и получается, что государство пошло на вполне предсказуемую, но крайне неприятную пенсионную политику. Оно отказывается что-либо менять концептуально, признавая наличие проблем. И завинчивает налоговые гайки в надежде хоть как-то залатать дыры пенсионного бюджета. Делается это, правда, не для всех, а лишь для отдельных групп граждан.

Видимо, таким образом правительство пытается сгладить потенциальное недовольство и минимизировать социальные и политические риски.
Пенсионеры. Фото: m.shakhty.su

Не отстают от федерального правительства в части пенсионных новаций и региональные власти. С января 2013 года московская надбавка к пенсии будет выплачиваться тем неработающим пенсионерам, которые не менее 10 лет работали в Москве и платили здесь налоги. Заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Леонид Печатников объяснил нововведение «Российской газете» следующим образом: «если человек никогда в Москве не жил, и никогда в Москве не работал, и не заплатил ни одной копейки в московский бюджет, может ли он претендовать на московскую надбавку? Мой ответ: не может. Потому что это есть благосостояние, созданное теми, кто здесь платил налоги». Высвободившиеся средства Печатников вроде бы обещал направить на повышение пенсий пенсионеров-москвичей.

Сложно сказать, сколько людей «регистрируется в Москве, чтобы получать надбавку к пенсии». Сдается, что это не так-то просто. Не вполне понятно и то, смогут ли жители других регионов, и прежде всего Подмосковья, отработавшие в Москве более 10 лет (многие так и вовсе практически всю жизнь) претендовать на эти надбавки. По Печатникову вроде бы выходит, что смогут (Цитата: «Можно жить в Подмосковье, но работать в Москве и платить налоги в Москве. Поэтому вот эта так называемая московская надбавка к пенсии с января 2013 года будет выплачиваться неработающим пенсионерам, которые не менее 10 лет работали в Москве и платили налоги в Москве»).

А по российской практике - они из другого региона, и надбавки им не положены.

В общем определенно одно: московские власти тоже задумали пенсионную новацию с неясными социальными последствиями.
Пенсионеры. Фото: kprf.ru

Есть же, например, москвичи, которые работают в Подмосковье. Работающий человек далеко не всегда задумывается об административной границе регионов. А выходит, должен задумываться.

Инициатива по форме справедлива: кто платил, тот и получает свою долю пенсионного пирога. Однако по факту получается, что существуют москвичи разных сортов. И одним из них положены «лужковские надбавки», а другим — нет. Заммэра, кстати, не смущает тот факт, что «зарегистрировавшийся» в Москве человек с некоторой вероятностью заплатил огромный косвенный налог за столичную квартиру?

Все эти новации — что столичная, что федеральные — не отвечают на один вопрос: как концептуально менять пенсионную систему? О том, что она нуждается не в рестайлинге, а серьезной перестройке, власти уже бог знает сколько времени говорят практически все эксперты. И тут речь идет не о том, чтобы отменить накопительную часть пенсии, на чем настаивает вице-премьер по социальным вопросам Ольга Голодец. И не о том, чтобы рассчитывать пенсию в зависимости от стажа.

На сегодня основной вопрос пенсионной системы: как радикально снизить издержки, дабы пенсионная система не обанкротилась, а уровень выплат конкретному пенсионеру радикально не снизился.
Пенсионеры. Фото: lelyf.gorod.tomsk.ru

Новая концепция федерального правительства подвергается критике буквально со всех сторон. «40 лет стажа для получения максимальной пенсии — это завуалированное поднятие пенсионного возраста», - доносится слева. «Авторы концепции не понимают того, что в складывающейся экономической и демографической ситуации государство должно стараться минимизировать свои долгосрочные социальные обязательства и не создавать новых», - критикует правительственную концепцию реформы бывший министр труда и социального развития Александр Починок в статье в «Ведомостях».

«Не некое государство содержит пенсионеров, а их содержит работающее поколение. Каждый человек проходит эти стадии — сначала он работник и на свои взносы и налоги содержит пенсионеров, потом он пенсионер и работающие содержат его. Можно сохранять нынешний пенсионный возраст, но тогда гражданин должен либо больше платить, пока он работает, либо меньше получать, когда выйдет на пенсию», - говорил в интервью «Полит.ру» глава Экономической экспертной группы Евсей Гурвич.

«Нужно честно сказать пенсионерам, которых изменение пенсионного возраста уже не затронет в любом случае, что в результате индексация пенсий не будет соответствовать темпам роста зарплат. И соотношение средней зарплаты к пенсии, которое составляет сейчас 37%, снизится до 25% к 2030 г. И если уж не повышать пенсионный возраст, то так же прямо нужно сказать бизнесу, что налоги будут повышаться. Вот почему принятие той или иной стратегии повлияет на инвестиционный климат, а оставление без ответа этих вопросов или откладывание ответа на потом сохраняет неопределенность и риски для бизнеса», - пишет на страницах «Ведомостей» издания бывший министр финансов Алексей Кудрин.

Однако, похоже, что и у правительства, и у самого Владимира Путина нет политической воли, чтобы выбрать путь, по которому идти в процессе реформирования. Страх «второй монетизации», похоже, парализует правительство и вместо реформирования оно предпринимает бесконечные попытки все поменять, ничего не меняя.

читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).