Сегодняшнее заседание правительства будет посвящено ходу пенсионной реформы. Среди выступающих v председатель правления Пенсионного фонда России (ПФР) Михаил Зурабов, замминистра финансов Белла Златкис, курирующая вопросы пенсионной реформы в своем министерстве, и министр труда и социального развития Александр Починок. Надо признать, правительству есть что обсудить v все большие сомнения вызывают глобальные ожидания вокруг этой реформы: возможность хоть как-то помочь людям заработать на безбедную старость, содействовать бизнесу в обретении длинных инвестиционных денег, заставить граждан поверить в то, что реформа эта стоит хоть минимального напряжения в отношениях с работодателем. Напряжение в подобной ситуации более чем возможно на почве желания работника добиться увеличения отчислений по единому социальному налогу.
При этом шум вокруг пенсионной реформы все еще не начал стихать. Некоторые замороченные своей нищетой люди предпенсионного возраста еще надеются, что реформа поможет им немного повысить свой жизненный уровень и создать хоть какие-нибудь гарантии безбедного существования после выхода на пенсию. Финансовые же компании всерьез рассчитывают уж теперь-то получить в свое распоряжение ресурсы, которых им так долго не хватало v гарантированные и долгосрочные.
Напомним, что, по действующему пенсионному законодательству, структура пенсионных выплат состоит из трех частей: базовой, трудовой и накопительной. Базовая положена всем гражданам РФ, имеющим минимальный трудовой стаж, и равна минимальному размеру оплаты труда. С первого октября он составляет 600 рублей в месяц. Выплата этих пенсий гарантируется федеральным бюджетом и от деятельности самого пенсионера никак не зависит. Вторая часть пенсионных выплат, трудовая, зависит от максимального заработка будущего пенсионера за любые пять лет его работы и от среднего заработка по стране за эти же пять лет. Третья часть, накопительная, зависит от того,
Отличие накопительной части от остальных пенсионных выплат состоит в том, что, во-первых, ее действие распространяется только на граждан с 1954 года рождения, то есть тех, которые выйдут на пенсию не раньше 2009 и 2014 годов (в зависимости от пола). Граждан с более ранними сроками рождения она не затронет. Во-вторых, эта часть пенсионных выплат учитывается на индивидуальных («накопительных») счетах, в отличие от трудовых пенсий, которые поступают в общий котел и из него же выплачиваются. И, в-третьих, этими средствами каждый гражданин может распоряжаться самостоятельно. Не в том, конечно, смысле, чтобы прямо сейчас снять их со счета и потратить на что угодно v просто средства с этого счета, которые каждый год и так будут увеличиваться из-за поступления части ЕСН, можно инвестировать в разного рода приносящие доход активы. Полученный же от этих инвестиций доход будет присоединяться к остатку накопительного счета. А тратить их на себя можно будет уже после того, когда наступит пенсионный возраст.
И вот из-за этой накопительной части, которая сама по себе составляет ничтожную долю ЕСН (ставка накопительной части v 6%), уже несколько месяцев не снижается общественный интерес к реформе. И несоразмерность этого интереса осознают далеко не все v владельцам пенсионных счетов почему-то кажется, что теперь они получат возможность сильно разбогатеть и обеспечить себе достойную старость. Надежды эти напрасны, так как низкая ставка накопительной части ЕСН накладывается еще и на низкую заработную плату в Российской Федерации. В среднем за прошлый год она составляла 4,3 тыс. рублей, за январь-сентябрь 2003 года v 5,2 тыс. рублей в месяц. Нетрудно прикинуть, что в год это будет около 60 тыс. рублей, а поступления на накопительные счета каждому гражданину составят не больше 3,6 тыс. рублей в год. Спрашивается, стоит ли из-за таких ничтожных сумм устраивать такой большой шум?
Конечно, как и все российское народонаселение, мы надеемся, что заработная плата будет расти каждый год. А вместе с ней v и отчисления на пенсионные счета. С учетом того, что все годовые поступления будут суммироваться, с течением времени на этих индивидуальных счетах могут появиться и более или менее достойные суммы, обладатель которых всерьез может задуматься о том, куда же их получше пристроить. Но говорить о том, какую управляющую компанию выбрать, имея на счете 3-6 тыс. рублей, могут только люди, окончательно потерявшие связь с реальностью.
Однако помимо неадекватных физических лиц, есть вполне адекватные финансовые компании, которых не смущают маленькие суммы, числящиеся на индивидуальных счетах отдельных граждан v они прекрасно понимают, что много маленьких счетов вместе дают одну большую сумму, инвестировать которую v одно большое удовольствие. Но вот здесь начинаются сложности. Когда мы говорили о низких заработных платах и низких отчислениях в Пенсионный фонд, имелась в виду низкая средняя заработная плата. Фактически же она сильно дифференцирована в зависимости от отрасли. В наиболее доходных v нефтяной, газовой и банковской v заработная плата превышает 16 тыс. рублей в месяц, или 190 тыс. рублей в год. Это вам не жалкие 36 тысяч годовых в легкой промышленности. Тут есть за что сражаться. Правда, скорее всего, никакого сражения не будет. Не будет его потому, что отрасли эти у нас сильно монополизированы v компаний, которые в них действуют, мало, и у них давным-давно есть свои собственные банки, страховые компании и негосударственные пенсионные фонды (НПФ), к которым теперь добавятся и управляющие компании (когда-то, впрочем, давно, были и они). И совершенно очевидно, что пенсионные накопления сотрудников этих компаний прямиком будут направлены в эти управляющие компании и НПФ v нечего предоставлять разного рода сторонним организациям ресурсы за просто так, да и сами компании нефтяной и газовой отрасли нуждаются в долгосрочном финансировании, а пенсионные накопления сотрудников v прекрасный источник для этого. Остальное уже будет делом техники: поскольку пенсионные накопления должны инвестироваться в ценные бумаги, то бумаги эти будут напечатаны в необходимом количестве и тут же проданы управляющим компаниям. И эмиссионный процесс этот будет происходить каждый год v по мере роста остатков на пенсионных счетах. Если, конечно, нас опять не заденет какой-нибудь мировой кризис.
В государственной компании, роль которой уготована Внешэкономбанку, пенсионные средства будут инвестировать в государственные ценные бумаги, помогая Министерству финансов реинвестировать государственный долг. А рефинансирование это надо будет осуществлять как можно дешевле, так как бюджет у нас скудный и тратить много на процентные платежи по государственному долгу не может. Следовательно, инвестиции частных пенсионных компаний в бумаги частных производственных компаний будут, конечно, более выгодными, хотя и ненамного. Чтобы не сильно удорожать стоимость заимствований уже для частных инвесторов.
Таким образом, рассчитывать на большой экономический эффект от введения пенсионных счетов в ближайшее время не приходится. Для малообеспеченных слоев граждан v потому, что инвестируй, не инвестируй, а из копейки рубля не сделаешь. Для высоко обеспеченных работников дополнительный доход по пенсионным накоплениям сам по себе большой роли не сыграет, так как не сопоставим с доходом от основного вида деятельности. Для государства и частных пенсионных компаний, не аффилированных с крупными эмитентами, останутся самые крохи, из-за которых они будут постоянно воевать. Видимо, в самой выигрышной позиции окажется все-таки Пенсионный фонд и частные управляющие компании, зависящие от своих учредителей v крупных промышленных корпораций.
По окончании рассылочной кампании глава ПФР заявил, что несколько миллионов человек выписок со своего счета в ПФР все-таки не увидят, так как у Фонда даже нет их адресов. А нет их потому, что работодатели этих физических лиц (если они у них, конечно, есть) в отношения с социальными фондами не вступали и единый социальный налог за своих сотрудников не платили. Поэтому пенсий, кроме базовой, эти люди не получат. Столкнувшись с подобной несправедливостью, пенсионные лишенцы начнут (как надеется Пенсионный фонд) требовать от своих нанимателей немедленного установления отношений с социальными фондами и уплаты ЕСН. И если не со всей заработной платы, то хотя бы с той, которую не жалко показать официально. Тогда-то ПФР получит дополнительный ресурс, которым сможет распорядиться по достоинству v не то что частные пенсионные компании или управляющие фонды.