будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 18, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Пересортица невозможна

На протяжении всех послереформенных лет слова “таможня” и “коррупция” были синонимами. После того, как таможенное управление было выделено из состава КГБ и стало самостоятельной организацией, развитие этого института стало проходить по законам, несколько отличным от тех, по которым обычно развиваются спецслужбы. Получение самостоятельности таможенниками совпало с началом экономической реформы, одним из первых шагов которой стала ликвидация государственной монополии внешней торговли. После чего в Россию в массовом порядке хлынул товарный поток со всего белого света. Эффективность внешнеторговых операций измерялась сотнями процентов. Схема, по которой действовали торговые компании, была очень простой и поэтому надежной: в России покупалось сырье за рубли по низким внутренним ценам, продавалось за границей за твердую валюту, полученная валюта вкладывалась в товары массового спроса, которые ввозились в Россию и продавались по высоким внутренним ценам. Естественно, что пропуская через себя многомиллиардные товарные потоки, таможня не могла оставаться равнодушной и делала все, что могла, чтобы не упустить своего. Тем более, что некоторые управленцы решили, что надо бы нам перенять современные способы управления экономикой, и, в том числе, тарифное и нетарифное регулирование импорта. Они хотели, естественно, стимулировать отечественного производителя, но в результате стимулировали только коррупцию. Благодаря этим “защитным мерам” получалось так, что ставки пошлин на близкие по своему составу, но разные по наименованию товарные группы могли различаться в несколько раз, что как раз и открывало широкое поле для коррупции. Пропускать индеек под видом куриц – это было самое выгодное мероприятие, какое только можно придумать.

Но позже ситуация ухудшилась. Во-первых, внутренние цены подтянулись до уровня мировых, а потребительский рынок оказался более или менее насыщен. И на описанной выше классической схеме много заработать уже не удавалось. Во-вторых, часть иностранных производителей перенесла производство в Россию, и таможня с ее явными и скрытыми пошлинами их уже не беспокоила. В-третьих, многие иностранные производители (особенно автомобилей), столкнувшись с постоянным ростом спроса на свою продукцию, централизовали поставки со сборочных заводов в адрес российских торговых компаний, и теперь самостоятельно договаривались с таможней, причем на самом высоком уровне, о ставках, условиях прохождения осмотра и тому подобных технических деталях. В-четвертых, в конце 2000 года ставки импортных таможенных пошлин были унифицированы, что резко снизило возможность “пересортицы”. И, наконец, озабоченное постоянным дефицитом федерального бюджета, правительство стало постоянно давить на таможенную службу, справедливо считая ее одним из основных источников пополнения государственного бюджета. А не только инструментом защиты внутреннего рынка.

Правда, что фискальная, что регулирующая функция таможенных платежей могла реализоваться только в случае достаточно большого объема внешнеторгового оборота. А он, как мы хорошо помним, резко упал после дефолта 1998 года, и восстановился до уровня предкризисного, 1997 года, только в 2003 году. То есть таможня некоторое время могла отдыхать, не утруждая себя решением задач государственной важности. Но все поменялось после начала роста нефтяных цен.

Как известно, этот рост и, соответственно, рост доходов нефтяных компаний не оставил равнодушным Правительство, которое еще в 1999 году предусмотрительно ввело прогрессивную шкалу экспортных пошлин на нефть. До 2002 года эффект от этой меры был не очень заметным, но позже доходы от обложения нефтяного экспорта превзошли все возможные ожидания и стали одним из основных источников пополнения федерального бюджета. И вот, начиная с этого момента, значение таможенной службы кардинально поменялось.

Напомним, что почти одновременно с введением прогрессивной ставки обложения нефтяного экспорта, была отменена прогрессивная шкала налогообложения доходов физических лиц. Это действие подается как прогрессивное мероприятие, способствующее выводу из тени доходов граждан, расширению налогооблагаемой базы бюджета и тому подобным приятным вещам. Но инициаторы налоговых новаций немного лукавили. Конечно, замена прогрессивной шкалы на линейную сподобила некоторых физических лиц на большую “прозрачность”, но большого прока бюджету от этого не было. Скорее уж на рост поступлений по подоходному налогу повлияло постоянное повышение минимального размера оплаты труда. Но дело даже не в этом. А в том, что произошла достаточно ловкая замена одной прогрессивной шкалы налога на другую. А именно, шкалы подоходного налога на шкалу экспортных пошлин на нефть. Формально базы обложения ставок этих налогов разные. В первом случае – это денежные доходы граждан, исчисляемые в тысячах рублей, во втором – нефть сырая и нефтепродукты, исчисляемые в тоннах. Но в реальности, как мы понимаем, нефть с нефтепродуктами – это те же самые доходы, только в несколько ином виде. Эффект от переноса был более чем положительный. Одно дело – собирать декларации о доходах с миллионов российских граждан по всей территории страны, а другое дело – взыскивать пошлины с двух десятков нефтеэкспортеров по факту прокачки нефти в трубопроводах. Второе и легче, и удобней. И, что самое главное, сохраняется социальная справедливость: богатые платят больше, бедные – меньше. А то, что базой обложения является нефть, так это не беда. Понятное дело, что через некоторое время она превратится в деньги, а деньги – в доходы. Так что таможенный комитет собирает тот же подоходный налог, что и раньше – налоговая служба, только делает это, как бы вперед, авансом. От чего сборы становятся только выше.

Таким образом, проблема налогообложения избыточных доходов граждан была решена и, что самое главное, “договориться с таможней”, как это было раньше, не получится – здесь “пересортица” невозможна.

См. также:

Конец реформ – начало сыска

Зачем граждане декларируют доходы?

Новые тупики налоговой реформы

За снижение налогов заплатят автолюбители

Налоговый туман

Игра в экономический бисер продолжается

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).