будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
пенсионная реформа
Ноябрь 10, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Перманентный пенсионный кризис

Перманентный пенсионный кризис
pensii
Выплата пенсии

Судя по тому, что органы государственной власти без устали предлагают все новые и новые варианты реформы пенсионной системы, может сложиться впечатление, что обеспечение пенсиями нетрудоспособного населения России находится в крайне тяжелом состоянии. В самом деле, если посмотреть как на долгосрочные перспективы пенсионного обеспечения, так и на текущую ситуацию, то ничего хорошего, увы, пока не видно.

Начнем с того, что существующая демографическая ситуация делает практически невозможным поддержание солидарной системы пенсионного страхования, когда нынешние пенсионеры получают пенсии за счет взносов работающего населения; а оно, в свою очередь, после того, как станет нетрудоспособным, будет получать выплаты за счет взносов нового поколения работников.

Для того, чтобы эта система была более или менее работоспособной, необходимо, чтобы число пенсионеров было гораздо меньше числа работающих. Тогда страховой тариф будет относительно небольшим и, соответственно, необременительным для его плательщиков. Когда-то, когда пенсионные системы становились массовыми, так оно и было. Но со временем соотношение между работающими и неработоспособными стало ухудшаться, и Российская Федерация не является здесь исключением.

Если в далеком 1959 году отношение между лицами старше трудоспособного возраста, и лицами, находящимися в трудоспособном возрасте, составляло 20%, в интервале 1970-1979 годов - 27%, то в 1989 году поднялось уже до 32%. Однако рост этого соотношения был более или менее терпимым: одновременно росли и численность неработающего, и численность работающего населения; разница была только в темпах роста этих групп. Но с началом 2000-х годов ситуация стала резко ухудшаться – неработающее население продолжало увеличиваться, а работающее, к сожалению, сокращаться. И на начало 2014 года соотношение между неработающими и работающими частями взрослого населения страны составило 39,6%.

Почему произошел такой разрыв – хорошо известно. С одной стороны, имело место действие глобальных закономерностей, которое распространяется на все индустриальные страны, – сокращение рождаемости, особенно в городских семьях. Снизившееся количество детей в семьях привело к тому, что на рынок труда стало поступать все меньше и меньше рабочих рук и, соответственно, все меньше и меньше плательщиков социальных страховых взносов. Но, в тоже время, на пенсию стали выходить группы работников, появившиеся на свет еще в те времена, когда рождаемость была высокой. И вот это расхождение между уменьшающимся количеством плательщиков взносов и все еще большим количеством получателей пенсий вызвало хронический дефицит пенсионной системы.

С другой стороны, на этот глобальный процесс наложилась еще и российская специфика. Поскольку с начала 1990-х годов рождаемость в России стала сокращаться очень резко (уже по причинам экономического характера), это и усилило разрыву между трудоспособным и нетрудоспособным населением страны до уровня, о котором мы говорили выше.

Столкнувшись с этим феноменом, власти отреагировали на него реформой, цель которой было замена солидарной системы пенсионного обеспечения на накопительную. Однако реформа оказалась не очень удачной, и ее прорехи приходиться латать до сих пор.

Можно долго перечислять те или иные трудности функционирования этой пенсионной системы, однако, как представляется, основных две: 1) работоспособное население не хочет платить страховые взносы; 2) доход, который начисляется на накопительные счета, очень маленький.

Почему имеет место первая трудность, легко догадаться – у массы работоспособного населения доходы такие низкие, что делать страховые взносы они просто не могут. Поэтому все, что они заработают, по соглашению с работодателями, выплачивается им в виде заработной платы. Как результат, по данным Министерства труда и социальной защиты России, около 20 млн. человек не имеют счетов в Пенсионном фонде – ни страховых, ни накопительных. Поэтому после наступления пенсионного возраста они смогут получать только базовую пенсию (фиксированную выплату), которая очень и очень маленькая.

Вторая трудность касается уже более состоятельных работников – сравнивая доходность накопительных пенсионных счетов с доходностью других направлений инвестирования, население предпочитает использовать свои сбережения вне пенсионной системы. Тем более, что доходами от этих инвестиций оно может пользоваться постоянно, а вот доходами от пенсионных накоплений – только после наступления пенсионного возраста.

Из-за этих трудностей бюджет Пенсионного фонда является хронически дефицитным, поэтому федеральному бюджету России ежегодно приходиться передавать ему крупные денежные суммы для осуществления необходимых выплат. Так, в 2013 году эта финансовая поддержка составила 1,5 трлн. руб. (943 млрд. р. – на обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда и 587 млрд. р. - на валоризацию пенсионного капитала); это составляет четверть всех расходов Фонда.

Какие только меры ни предпринимало российское правительство, чтобы снизить размер этой финансовой поддержки. Оно меняло ставки страховых взносов, увеличивало базу для начисления этих взносов, ввело программу софинансирования пенсий, замораживало перевод средств на накопительные счета в распоряжение негосударственных пенсионных фондов и, в конце концов, стало замахиваться на «святое» – на пенсионный возраст. Однако пока эти меры ничего не дали, и дефицит бюджета Пенсионного фонда по-прежнему составляет 25% его расходной части.

Как представляется, более или менее реальной возможностью для улучшения финансового состояния пенсионной системы все-таки будет улучшение собираемости страховых платежей. Выше мы упоминали, что Минтруд насчитывает около 20 млн. чел. неплательщиков этих взносов. Если попытаться вовлечь эти «мертвые души» в пенсионную систему, то ее дефицит (или большую часть дефицита) можно будет покрыть.

Расчет здесь достаточно простой. При дефиците в 1,5 трлн. руб. и числе неплательщиков в 20 млн. человек размер невнесенного страхового платежа на одного человека составляет 75 тыс. руб. в год или 6250 руб. в месяц. При действующей ставке страхового тарифа в 22% подобный страховой платеж должен начисляться на месячный заработок в 30 тыс. руб. Хорошо понятно, что заработная плата в 30 тыс. руб. в месяц — вещь вполне реальная, и поэтому начисление и уплата страховых платежей на нее вполне возможны. Дело осталось только за тем, чтобы найти этих потенциальных плательщиков, и заставить их вносить страховые платежи. Хотя это является самой трудной задачей.

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).