Сразу же после того, как масштабымирового финансового кризиса были поняты и оценены широкой публикой, сталомодным сравнивать его с Великой депрессией 1929-1933 годов. Мол, по глубинепадения производства и уровню безработицы нынешний кризис как две капли водыпохож на тот, восьмидесятилетней давности. Однако, почему-то никому не пришло вголову сравнить текущий кризис с ситуацией времен Второй мировой войны, хотя понекоторым параметрам он сильно смахивает на положение, сложившееся именно тогда.
Так, если посмотреть на размергосударственного долга США (не в абсолютном выражении, разумеется, аотносительно ВВП), то поневоле покажется, что страна участвует в очень крупномвооруженном конфликте, аналогичном Второй мировой. Тогда, в ходе войны,государственный долг США увеличился с 50% от ВВП в 1941 году до 97% от ВВП в1944 году, 117% от ВВП в 1945 голу и 121% от ВВП в 1946 году. Но и теперь, в 2010году, когда мировой войны вроде бы нет (хотя есть несколько локальныхконфликтов), государственный долг Америки практически достиг тех же 100% от ВВП($12 трлн. и $12 трлн.). И на следующие несколько лет такая пропорция(долг/ВВП), скорее всего, сохранится.
Из этого факта можно сделатьвывод, что по своим размерам текущий кризис сопоставим с крупномасштабнымибоевыми действиями, вернее, с ущербом, который эти действия наносят. И хотявидимых разрушений нет, расходы, которые приходится нести государству, от этогоне становятся меньше.
В связи с этим неприятнымобстоятельством не может не возникнуть вопрос: как долго Соединенные Штатымогут наращивать заимствования, не боясь столкнуться с нежеланием инвесторовприобретать государственные долговые бумаги? Это вопрос не праздный, так какинвесторы понимают, что бесконечно наращивать долг невозможно. То есть,конечно, долг в абсолютном выражении может расти, но его отношение к ВВП должноили оставаться стабильным, или уменьшаться. А сейчас долг все время растет, и абсолютно,и относительно, и это ставит под сомнение способность эмитента обслуживать егов будущем.
Правда, пока доллар США являетсяосновной международной и резервной валютой, спрос на ценные бумаги,номинированные в долларах, снижаться не будет. Поэтому, вроде бы, возможностидля дальнейшего наращивания государственных обязательств остаются. Но, судя пореакции основных инвесторов (а это Центральные банки Китая, Японии и странАравийского полуострова), они не в восторге от постоянного притока американскихгособлигаций в свои резервы, так как этот приток стимулирует внутреннюю инфляцию,на борьбу с которой приходится отвлекать все больше и больше ресурсов. А чтокасается самих резервов, то их размеры достигли такого уровня, что ихдальнейшее наращивание не имеет никакого смысла.
Поэтому кажется, что стоит лишьтолько какому-нибудь крупному инвестору уменьшить размер своей заявки на покупкуна очередном аукционе по размещению американских госбумаг, как кризис на этомрынке станет неизбежен. Курсы бумаг упадут, доходность вырастет, и способностиамериканского бюджета по обслуживанию долга тут же сократятся.
Сейчас, правда, такой сценариймаловероятен, потому что все частные и полугосударственные инвестиционныекомпании и фонды держат свободные ресурсы в госбумагах, и снижение доли одного,пусть и самого крупного, инвестора, пройдет незамеченным. Но в недалекомбудущем, когда фондовые рынки восстановятся, и спрос на корпоративные бумагиначнет расти, провалы на рынке госбумаг станут неизбежными.
Итак, каковы возможностиПравительства США, точнее, федерального бюджета США, обслуживатьгосударственный долг, если спрос на новые эмиссии упадет, и рефинансировать егостанет затруднительно? Как следует из статистических данных об исполнениибюджета, эти возможности остаются достаточно широкими и, что самое неожиданноеи парадоксальное, благодаря кризису эти возможности только увеличились. Так,если за интервал с 2003 по 2008 год расходы на уплату процентов составляли от7% до 8,5% от расходной части американского бюджета, то в кризисном 2009 годуэти расходы резко сократились – до 3,6% от общего объема расходов.
Каким образом произошло этомаленькое финансовое чудо? С одной стороны, расходы американского федеральногобюджета резко подскочили. Если раньше они увеличивались на $100-$150 млрд. вгод, то в 2009 году объем расходов увеличился сразу на $1 трлн. Такова быластоимость антикризисных мероприятий – понятно, что общий рост расходовавтоматически снизил долю процентных расходов. С другой стороны, упали самипроцентные расходы, причем в абсолютном выражении. Если в 2008 году чистыепроцентные расходы составили $253 млрд., то в 2009 году они снизились до $143млрд. То есть, совместное действие этих двух факторов – рост общего объемарасходов и снижение чистых процентных расходов – и привело к резкому сокращениюудельного веса процентных платежей по государственному долгу США.
В связи с этим обстоятельствомтребуется пояснить, каким образом произошло абсолютное снижение процентныхрасходов по государственному долгу. Дело в том, что резкий рост спроса наамериканские госбумаги, который возник сразу же после начала кризиса ипродолжается, в общем, до настоящего времени, резко снизил доходность этихбумаг. Если до кризиса доходность краткосрочных бумаг (со сроком обращения до 2лет) мало чем отличалась от доходности десяти- и тридцатилетних бумаг исоставляла те же 4% - 4,5% - 5% годовых, то после кризиса ситуация поменяласькардинально. Теперь ставка купона по 2-х летним облигациям составляет всеголишь 0,6% годовых, а вот по тридцатилетним облигациям купон равен почти тем жедокризисным 4,4% годовых.
Естественно, что американскоеКазначейство не могло не воспользоваться подобной ситуацией на рынке госбумаг ив течение 2009 года рефинансировало старый долг по новым купонным ставкам.Кроме того, новые заимствования, которые расширяют государственный долг, тожетеперь производятся по этим низким ставкам. В итоге, несмотря на кризис, общийрост расходов и значительное увеличение государственного долга, сравнимое своенными временами, нагрузка на американский бюджет не только не возросла, но,наоборот, снизилась. Более того, поскольку нагрузка значительно снизилась,возможности для дальнейшего наращивания долга только возросли.
В общем, США могут и дальшеспокойно бороться с кризисом и/или вести боевые действия – как кому большенравится. Спрос на облигации государственного займа будет стабильным, так какинвесторы прекрасно видят, что бюджет США может без проблем его обслуживать.