будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
бизнес общество
Июль 12, 2025
Хозяйство
Своекоштный Петр

Плати наличными и уноси

Плати наличными и уноси
beisheim-2002
Отто Байсхайм. Источник: Фото: whu.edu

18 февраля мир познакомился с человеком, который фактически «изобрел» супермаркеты оптовой торговли. Вернее, в бизнес-кругах его имя было давно и хорошо известно. Но широкая общественность узнала о немецком предпринимателе, к сожалению, уже поcле его смерти. Миллиардер Отто Байсхайм, основатель сети магазинов Metro Cash & Carry покончил с собой в своем доме в Баварии в возрасте 89 лет, после того, как врачи диагностировали у него неизлечимое заболевание.

Его состояние оценивалось от 3,3 до 5 миллиардов евро. Детей у Байсхайма не было, а его супруга Инге умерла еще в 1999 году. По данным Bloomberg, большую часть своих денег вдовец завещал благотворительным фондам в Германии и Швейцарии.

За право считаться создателем концепции оптовых магазинов самообслуживания заочно «соревнуются» несколько бизнесменов середины XX в. из США, Англии и Германии. Но нынешнее поколение исследователей этого рынка неизменно присуждает первенство Байсхайму.

Бизнесмен, которому суждено было изменить подход к ценовой политике и механизму приобретения товаров в магазинах, родился в 1924 году в небогатой семье управляющего имением. Биографам не слишком много известно о ранних годах жизни Отто Байсхайма. Детство он провел в Эссене — значимом промышленном центре Рурского региона. Учеба юного Отто не увлекала, школу он не закончил, начав торговать кожгалантереей, а позже переключился на оптовую торговлю электротехникой.

Байсхайм принципиально не давал интервью журналистам, избегал публичности и старался не распространять информацию о своей личной жизни. Особенно тщательно он скрывал детали биографии, относящиеся к периоду Второй мировой войны. Лишь в начале 90-х гг. выяснилось, что он служил в 1-ой танковой дивизии «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер» - элитном формировании войск СС, которое пользовалось личным доверием Фюрера. Внимание к прошлому бизнесмена привлек журналист Ханс Кнуп, ранее разоблачивший военные преступления известного коллекционера Питера Ментена.

Вместе с тем, власти Баварии, проведя расследование на основании открывшихся фактов, заявили, что предприниматель не занимал высоких должностей в военное время и не несет ответственности за преступления нацистского режима.

Торговую империю Metro Байсхайм основал в 1964 году совместно с двумя именитыми семьями предпринимателей. Много лет спустя здесь тоже всплыло нацистское прошлое бизнесмена. В СМИ появилась информация о том, что свою долю для участия в бизнесе предприниматель внес, якобы используя «нацистские деньги» с одного из счетов в неназванном швейцарском банке. Примечательно, что значительную часть жизни Отто Байсхайм провел именно в Швейцарии из-за более низких налогов.

Торговый центр Metro

История компании Metro AG, которая объединила сразу несколько популярных брендов — Metro Cash & Carry, Real, Media Markt, Saturn — начиналась с формирования самой идеи такого магазина самообслуживания (Abholgroßmarkt или Cash&carry market), в котором покупатель, желавший совершить оптовую покупку, получал доступ к широкому ассортименту, а также скидки, зависящие от количества приобретаемого товара. Клиент больше на заказывал поставку по безналичному расчету, а забирал товар на месте, оплачивая его наличными.

Магазины Metro в Германии изначально ориентировались на постоянное сотрудничество с «профессиональными потребителями», которые для совершения покупок должны были получить идентификационные карточки. Такая схема позволила значительно поднять товарооборот торговой сети, особенно на фоне бурного экономического роста, который ФРГ переживала в послевоенные десятилетия.

Первый магазин открылся в городе Мюльхайме-на-Руре и сразу побил рекорды по торговым площадям: на 14 тысячах квадратных метров были собраны более 20 тысяч наименований продовольственных и 30 тысяч видов непищевых товаров. Ни один немецкий торговый склад не мог предложить покупателям такого ассортимента.

С 1967 года Metro открыла в Германии еще три магазина, и после этого ареал присутствия компании расширялся год от года. К началу 80-х магазины были открыты во всех крупных городах страны, и Metro AG активизировала экспансию на рынки Западной и Восточной Европы, внимательно изучая потребности клиентов в разных странах.

Сегодня компания под своими брендами имеет магазины в 32 государствах и предоставляет 280 тысяч рабочих мест. Metro AG ежегодно получает около миллиарда евро чистой прибыли, а ее годовой оборот оценивается в 67 миллиардов евро. Высокие доходы позволили Отто Байсхайму активно заниматься благотворительностью, и особое внимание он уделял спонсированию образовательных учреждений.

Однако по мере того, как годы брали свое, основатель Metro терял влияние. В 2007 году партнеры Байсхайма (семейства Шмидт-Рутенбек и Ханиель, совместно с которыми он начинал бизнес) объединили свои доли и получили контрольный пакет акций компании. Таким образом, они фактически отстранили пожилого бизнесмена от процесса принятия решений. В 2009 году предприниматель продал часть своих акций, и, по мнению аналитиков рынка, это означало, что он отказался от борьбы за влияние в компании.

Тем не менее, нынешнее руководство Metro AG помнит и высоко оценивает вклад Байсхайма в развитие бизнеса, перевернувшего представления об оптовой торговле.

«Отто Байсхайм был пионером и легендой на немецком и международном ритейлерском рынке. Он произвел революцию в индустрии в середине 60-х, основав Metro Сash&Сarry, концепцию, которая является фундаментом современной компании», - заключил исполнительный директор Metro AG Олаф Кох.

Своекоштный Петр
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).