будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
инвестиции экономика промышленность России
Май 14, 2025
Хозяйство
Баранов Михаил

Почему российская промышленность не предъявляет спрос на кредиты для инвестиций

Почему российская промышленность не предъявляет спрос на кредиты для инвестиций
prom-1807-1
Российская промышленность. Источник: Фото: mosprivod.ru

С началом кризиса 2008 года мировая экономика вступила в новый этап своего переустройства. России для того, чтобы не оказаться на обочине мирового развития, необходимо выработать нормальную экономическую политику.

Пока, увы, это не удалось нашему правительству: результат экономической политики последних лет получился печальный. Производство стало неконкурентоспособным, а инвестиции — неокупаемыми. Для промышленного производства основная причина стагнации — непрерывный плановый рост издержек при достигших потолка внутренних ценах. А ведь именно промышленность является стержнем любой развитой экономики. Важно развивать и торговлю, и финансы, но это дополняющие, а не главные составляющие экономики государства.

Текущую экономическую ситуацию в России можно коротко резюмировать так – при цене на нефть стабильно выше 100$/баррель:

  • экономика балансирует на грани между стагнацией и рецессией
  • бюджет на грани дефицитности
  • реальные доходы населения перестали расти
  • промышленность скорее сокращается, чем растёт
  • Герман Греф уже обещает, что дефолта не будет

Из дискуссии последних месяцев в российской печати отчетливо видно, что претензии к денежно-кредитной политике государства нарастают, и все больше специалистов требуют ее ослабления. В ответ на это банкиры и представители финансовых властей утверждают, что денег в стране избыток и спрос на них со стороны производителей падает, а смягчение денежной политики не улучшит ситуацию. Кто же прав?

Действительно, в последнее время предприятия не интересуются привлечением инвестиционных кредитов на существующих условиях, потому что ТЭО (технико-экономическое обоснование проекта) для промышленного инвестиционного кредита в России на рыночных условиях невозможно подготовить при существующих макроэкономических условиях даже в теории. Сегодня, если в основу бизнес-плана  положить официальные прогнозы Минэкономразвития РФ (МЭР), то придумать рыночно окупаемый проект в промышленности нереально. Удорожание регулируемых тарифов в ближайшие 5-7 лет не менее чем на 50% означает, что кредитование любого проекта по расширению текущего рентабельного (на уровне 20%) производства невозможно, так как его рентабельность станет отрицательный к концу срока окупаемости (5-7 лет). В  совокупности же с высокими ставками по кредитам и отсутствием налоговых льгот по инвестициям, неокупаемыми становятся даже инвестиции в расширение текущих производств с рентабельностью в 40%!

У нас базовые сценарные условия, согласно прогнозам Минэкономразвития, следующие:

  • Ежегодный рост стоимости энергетики и трудовых ресурсов (последние дорожают из-за удорожания услуг ЖКХ) на 10%
  • Практически стабильный курс рубля (падение к доллару на 3% в год в номинале по плану, на практике – укрепление)
  • Ежегодная инфляция в 6,5–7%, то есть ставка по кредиту в 12% и выше

Всё это вместе взятое означает, что на старте типовой проект (соотношение выручки и реализации 1:1, срок строительства, запуска и монтажа – 2 года) должен иметь запас рентабельности свыше 40%, чтобы окупиться за 7 лет, за которые себестоимость продукции вырастет на 50% при росте отпускных цен на 3% в год (весьма оптимистичное предположение) — таких проектов практически не существует. А ведь мы не учли ещё риски удорожания строительства по ходу реализации проекта, рыночные риски реализации новой продукции и многие другие риски. И чем более инновационное и наукоемкое производство, чем больше глубина переработки, тем больше процент зарплаты и энергетики (которые дорожают быстрее всего) в себестоимости, и тем хуже окупаемость проекта. Да, все понимают, что подобная политика не может продолжаться ещё 5-7 лет – экономика просто рухнет, – но банки обязаны при выдаче кредитов руководствоваться официальными прогнозами, а это и означает, что подготовить нормальный окупаемый промышленный инвестиционный проект невозможно – их и не готовят. Спроса на кредиты на существующих условиях нет. Банки, чтобы разместить деньги, разгоняют потребительское кредитование. За счет банковских кредитов финансируется лишь 8-10% инвестиций в России. Если учесть, что и фондовый рынок в России скорее мёртв, чем жив, единственным источником инвестиций для предприятий, не имеющих доступа у бюджетным деньгам, остаётся собственная стремительно уменьшающаяся прибыль. В результате условий, созданных правительством, экономика не абсорбирует деньги, и за первое полугодие 2013 компании сократили вложения в основной капитал на 3,7% в годовом выражении (сообщение Росстата).

Пытаясь бороться с результатами собственной макроэкономической политики, правительство постоянно старается расширить базу нерыночных источников инвестиций – инвестиционные программы госкомпаний, фонды прямых инвестиций, госпроекты типа Олимпиады, но все финансируемые таким образом проекты в существующих условиях неокупаемы и ложатся тяжёлой нагрузкой на госбюджет.

Основные причины неконкурентоспособности промышленного сектора и нерентабельности инвестиций — ошибочная макроэкономическая политика. Все это в полной мере относится и к сельскому хозяйству.

 
Фото: feedlol.com

Прежде всего, вредная для страны тарифная политика, навязанная одиозными специалистами «естественных» монополий. Цены на энергоносители для промышленности в России уже превысили мировые (сравнялись с Европой и вдвое превысили тарифы США и Китая — в данном случае сравнение проводится между тарифами для промышленности, а не усредненными тарифами). Прогнозный сценарий правительства — до 30-го года увеличить цены на газ и электроэнергию ещё в 2 раза, то есть при таких тарифных перспективах наша промышленность и сельское хозяйство погибнут наверняка. Официальные решения правительства — поднять цены на газ на 15% с 1 июля (при декларируемой задаче снижения инфляции), а далее запланирован ежегодный рост тарифов естественных монополий по 10–15% в год до 2015 года. По мнению правительства, повышенные тарифы должны стимулировать инвестиции наших монополистов и оживлять экономику. Но, к сожалению, рост тарифов подавляет экономику гораздо в большей степени, что хорошо видно из экономических мультипликаторов. Президент Путин объявил недавно, что «рост тарифов естественных монополий начиная с 2014г. будет ограничен уровнем инфляции за предыдущий год». Это, конечно, лучше, чем сейчас, но означает только лишь, что тарифы, из-за которых промышленность уже потеряла конкурентоспособность, будут не снижаться, а просто расти не так быстро, то есть вместо роста промышленности мы получим менее быстрый спад.

 
Российский рубль

Следующий абсолютно непонятный правительственный приоритет — стабильный курс рубля к основным зарубежным валютам. Стабильность курса при плановой внутренней инфляции является фактически плановым укреплением курса рубля. В накопленных цифрах за 10 лет рубль укрепился более чем в два раза (по данным бывшего министра финансов Алексея Кудрина). В любой стране мира укрепление национальной валюты на 10% воспринималось бы как чрезвычайная ситуация, а у нас это как-то стало нормой. Тем более что МЭР планирует укрепление рубля и в этом году. Наше правительство считает, что не управлять курсом национальной валюты – это современно и соответствует лучшим мировым либеральным теориям. Напомним, что в сентябре 2011 года Национальный банк Швейцарии сообщил, что не допустит укрепления франка более чем до 1,2 франка за евро, и довёл золотовалютные резервы до 500 млрд. долларов США, удерживая франк и оберегая свою промышленность. Видимо, в Национальном банке Швейцарии работают отсталые финансисты, не знакомые с новейшими теориями (а то и – страшно даже подумать – патриоты своей страны). Хотя Швейцария здесь не одинока, и все экономически развитые страны и Китай препятствуют укреплению курсов своих валют, чтобы обеспечить конкурентоспособность национальной промышленности.

Статистика показывает постоянный рост импорта на фоне сокращения экспорта, даже с учетом экспорта нефти и газа. Минэкономразвития ухудшило прогноз по экспорту из России на 2013 и 2014 год. Соответственно, по прогнозу Минэкономразвития, профицит внешнеторгового баланса в этом году снизится на 22%. Если посмотреть на данные по экспорту и импорту вне сырьевой промышленности, то общий баланс не только отрицательный, но еще и растет в пользу импорта. На деле получается, что вместо замещения импорта мы получаем вытеснение импортом нашей продукции, особенно в обрабатывающей промышленности.

Вступление в ВТО и деятельность антимонопольного комитета исключают для предприятий возможность поднимать цены, достигшие по большинству товаров уровней импортного/экспортного паритета. ФАС активно лоббировала - и, наконец, получила право уголовного преследования участников рынка и производителей. Даже при нарастании импорта службе удается придумать повод для уголовного преследования отечественных производителей.

Все вышеперечисленное делает производство и сельское хозяйство в России все менее выгодными.

 
Борис Титов

Правильно формулирует норму инвестиционного климата бизнес-омбудсмен Борис Титов, выделяя три основные составляющие: удобно, безопасно и выгодно. При этом он подчеркивает, что безопасность и удобство не имеют значения, если бизнес делать невыгодно.

Титов хорошо объясняет и ситуацию с налоговой нагрузкой: «Кудрин всегда приводил один показатель — процент налогов в доходах ВВП у нас невысокий по сравнению с другими странами. Но дело в том, что у нас просто большой объем доходов дают экспортные (на сырье) и импортные пошлины. А для компаний важнее другой показатель — соотношение налогов к выручке предприятий. Вот тут-то мы на одном из «передовых» мест в мире. Налоговое бремя составляет более 40% от выручки компаний. Да и по Doing Business мы плетемся во второй сотне стран по удобству налоговой системы. У нас не только одна из самых высоких налоговых нагрузок — в сравнении со странами-конкурентами и с партнерами по БРИК, - но и самые высокие процентные ставки по кредитам и энерготарифы. Плюс высокая коррупционная рента. И получается, что производить «в белую» в нашей стране невыгодно. Мы проигрываем в конкуренции другим юрисдикциям».

Постоянный рост импорта приводит к вытеснению российских производителей и замедлению темпов роста до европейских 2–3% в год. Происходит импортовытеснение отечественной продукции вместо импортозамещения товарами собственного производства. Россия отдает свой внутренний рынок и поэтому не имеет своих естественных 5–6% роста.

Кризис в России — рукотворный. Это результат деятельности и решений федерального правительства. Правительство подрывает конкурентоспособность российских производителей на внешних рынках и вытесняет их с внутреннего расширяющимся импортом, денежно-кредитной, налогово-административной и тарифной (в отношении естественных монополий) политикой.

Если правительство действительно хочет изменить ситуацию в промышленности и сельском хозяйстве, то набор «реанимационных» мероприятий очевиден:

— немедленная полная заморозка тарифов естественных монополий (включая ЖКХ), в перспективе плановое их снижение для развития промышленности и выгодности инвестиционной деятельности;

— ослабление курса рубля хотя бы на 10–15% по отношению к основным валютам (чтобы компенсировать повышение цен на газ на 15% с 1 июля);

— снижение ставок со стороны государственных банков как по депозитам, так и по кредитам;

— обеспечение налоговых льгот для строительства новых производств и модернизации действующих, ослабление налогового пресса для промышленности;

— снятие запретительных (по сравнению даже со сверхзарегулированным Евросоюзом!) норм технического регулирования проектирования и строительства новых промышленных объектов;

— прекращение давления на бизнес посредством уголовных дел за нормальную хозяйственную деятельность;

— финансирование с помощью инфраструктурных облигаций ж/д инфраструктуры, чтобы убрать инвестиционную составляющую из тарифов на перевозки, без чего транспортный коллапс неизбежен.

Если не сделать рыночные инвестиции в промышленность и сельское хозяйство выгодными и окупаемыми, все остальные усилия не смогут переломить ситуацию и обеспечить устойчивый рост экономики.

 

Другие статьи Михаила Баранова на Полит.ру:

Реформа Российской Академии наук и социальный регресс

Большая экономическая война

Советизация западной элиты

Почему США могут печатать столько долларов, сколько нужно

Как Сингапур обошел Россию в нефтехимии

Баранов Михаил
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).