15 августа должен быть рассмотрен очередной иск "Росимущества" к оператору аэродрома Домодедово. Первый иск, завершился в Областном арбитраже во вторник победой "Ист-Лайна", хотя Росимущество оставило за собой право на апелляцию в вышестоящие судебные инстанции. Второе дело дело ведет уже другой судья. Кроме того, Росимущество будет подавать апелляцию по вынесенному решению.
Официально причина конфликта “Ист Лайн” и Росимущества, как объяснил глава этого ведомства Валерий Назаров отказ компании о мировом соглашении с Росимуществом по поводу аренды взлетно-посадочных полос в “Домодедово”. Однако сама “Ист Лайн” отказалась от соглашения, заявил вчера Назаров. Эксперты считают, что у “Ист Лайн” хорошие шансы отстоять позицию.
Домодедово – крупнейший аэропорт России и московского авиационного узла. В 2004 году его общий пассажиропоток составил 12,067 млн человек. По итогам шести месяцев этого года Домодедово опередило Шереметьево: 5,9 млн и 5,483 млн пассажиров соответственно, намного важнее, что крупнейшие западные авиаперевозчики все чаще выбирают Домодедово Шереметьеву по причине уровня сервиса и безопасности, предоставляемым некогда третьим (после Шереметьево и Внуково) аэропортом Москвы.
"Ист Лайн" Дмитрия Каменщика взял под контроль Домодедово в 1997 году. Первые претензии к Домодедово возникли у государства еще в 2003 году, когда ГУП "Администрация аэропорта Домодедово", собственник аэродромного имущества, не подлежащего приватизации, обратилось в суд с иском о признании недействительным договора аренды с ЗАО "Международный аэропорт Домодедово", заключенного в 1998 году. Госчиновников не устроили условия договора: большой срок аренды (75 лет) и низкие арендные платежи. Спустя два года, 14 февраля, суд удовлетворил соответствующий иск подключившегося к тяжбе Росимущества, и теперь стороны пытаются согласовать новую ставку арендных платежей.
Но этой победой госчиновники не удовлетворились, у них появились новые претензии к Домодедово. В мае Росимущество обратилось в арбитражный суд Московской области с требованием признать недействительной покупку "Ист Лайном" у ГУП "Домодедовское производственное объединение гражданской авиации" пассажирского терминала.
Увлекательная история, скорее похожая на детектив, с небольшой компанией построившей грузовой терминал, на котором она сумела навести порядок в эпоху криминального беспредела (адекватными методами), а затем инвестировавшая прибыль и заемные средства в покупку и строительство новых терминалов, наверное когда-нибудь будет описана в исследовании об образцовом построении бизнеса в России.
Можно было бы на примере "Ист-Лайна" порассуждать: что является более важным составляющим бизнеса - построенные в 1965 году взлетно-посадочные полосы и здания, или построенные в конце 1990-х - начале 2000-х годов терминалы, и, что более важно, образцово-показательная для российских условий аэродромная инфраструктура.
СМИ уже отмечали , что иски "Росимущества" к "Домодедову"началась после перехода контроля над Шереметьево к "Альфа- групп" в 2003 году. Финансовые потоки вместе с авиаперевозчиками уплывали из подконтрольного Шереметьево, что могло быть причиной витка конкурентной борьбы. Привлечение госинстанций к корпоративным спорам родились не с делом "Моста" и "ЮКОСа". Все 1990-е годы именно так и решались споры равно- и разноудаленных хозяйствующих субъектов.
Обстановка, однако, изменилась, чиновники вышли из под контроля олигархов и стали действовать по собственной инициативе. Скорее всего инициаторам дела против "Ист-Лайна" уже давно неинтересен сам аэропорт и его финансовые потоки. У них есть более насущные проблемы. Но чиновники, к которым они однажды обратились, продолжают свою деятельность, став хозяйствующими субъектами.
И в заключение, коротенькая справочка: Рынок долговых обязательств вчера утром негативно отреагировал на корпоративные новости "Ист Лайна". Трехлетние рублевые облигации "Ист Лайн Хэндлинг-2" (объем 3 млрд.руб.) упали в цене более чем на 1,2% – ниже номинальной стоимости. Правда, уже к вечеру некоторые инвесторы были готовы приобрести рублевые долги "Ист Лайна" по цене 100,25% номинала.