будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Латвия РЖД нефть
Июнь 19, 2025
Хозяйство
Корепанов Глеб

Политическая скидка

Политическая скидка
z600-450
Перевозка нефти по железной дороге. Источник: Pixabay

На этой неделе правление ОАО РЖД обсудит возможность скидки в 25% на транзитные перевозки нефтепродуктов (бензина, дизтоплива и мазута) с нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) Белоруссии в российские порты Северо-Запада, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источник в монополии. Если скидка будет принята, то, по меньшей мере, до 2018 года тариф железных дорог России в этом направлении будет сопоставим с тарифами на литовские порты Вентспилс и Клайпеда. Поскольку до сих пор нефтепродукты из Белоруссии не шли в направлении российских портов, любой привлеченный объем высокорентабельных перевозок нефтепродуктов обеспечит РЖД дополнительные доходы, отметил собеседник издания.

В рамках формирования «справедливых скидок» монополия предлагает устанавливать пониженные тарифы на конкурентных направлениях с трубопроводным транспортом. Рассматривается возможность изменения тарифов в границах тарифного коридора от «минус 50% до +25% на всех поясах дальности и во всех видах сообщения». Тарифный коридор используется компанией для управления грузопотоками, но, как отмечает источник «Коммерсанта», для транзита этот инструмент еще не применялся. 

Ранее замглавы Минэкономразвития Николай Подгузов говорил о необходимости расширения тарифного коридора, чтобы предоставить РЖД большую гибкость в установлении тарифов в зависимости от планов по привлечению грузов и конъюнктуры. По его словам, это позволило бы монополии «вести определенную политику по привлечению новых (экспортных) грузов».

 
Нефтеналивной морской причал. / pixabay.com

РЖД сильно заинтересованы в том, чтобы вернуть «на рельсы» нефтеналивные грузы. По итогам года ожидается снижение погрузки нефти и нефтепродуктов на 6,2% до 235,7 миллиона тонн. В 2017 году компания прогнозирует сокращение перевозок нефти и нефтепродуктов на 2,9% до 228,8 миллиона тонн. 

На сегодняшний день более 90% нефтепродуктов из Белоруссии идет в сторону портов Прибалтики и черноморских портов Украины. В прошлом году Белоруссия транспортировала через Прибалтику 8,5 млн тонн нефтепродуктов и еще 5, 67 млн тонн за восемь месяцев 2016 года. За год объемы перевалки крупнейшего литовского нефтеналивного терминала в Клапейде выросли на 18,5%, в связи с чем планировалось инвестировать около 10 млн евро в расширение мощностей терминала специально под белорусские грузы. Однако эти планы могут не осуществиться, если РЖД решит установить скидки на транзитные перевозки нефтепродуктов. 

«Безусловно, поддерживаем привлечение грузопотоков на территорию РФ и, в частности, данную инициативу. Но успех проекта будет зависеть не только от ОАО РЖД, но и от других участников процесса», — заявили «Коммерсанту» в «Нефтетранссервисе» (НТС). В «Трансойле» отметили, что работа с портами Балтийского региона является одной из ключевых компетенций компании, поэтому при переключении белорусских НПЗ на российскую перевалку она «будет изучать возможности по их обслуживанию с точки зрения пропускной способности станций и резервов портовых мощностей». 

Решение РЖД может содержать и политическую составляющую. В конце сентября специальный представитель президента России по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов на совещании с представителями РЖД, «Транснефти» и нефтегазовых компаний предложил к 2020 году полностью отказаться от прибалтийских портов в качестве посредников в транспортировке российских грузов. Сегодня через Прибалтику транспортируется около 49 миллионов тонн российских грузов в год. Кроме нефтепродуктов экспортируется уголь, калийные и азотные удобрения и другие грузы.

В результате российские терминалы недополучают около 1,3 миллиона долларов выручки ежегодно, говорилось в пояснительной записке к совещанию. Перевод всего объема нефтепродуктов в российские порты может обеспечить их загрузку дополнительно на девять миллионов тонн ежегодно. Уже до 2018 года грузопотоки будут переориентированы с Вентспилса и Риги в российские порты Усть-Луги, Приморска и Новороссийска, заявлял ранее глава «Транснефти» Николай Токарев. Через терминалы в Ленинградской области и Петербурге можно будет отправлять дополнительно до 20 млн тонн нефтеналивных грузов в год.  

Для Риги эта новость не стала неожиданностью. Москва уже несколько лет подряд говорит о развитии своих портов для этих целей. О намерении уйти из прибалтийских портов «Транснефть» объявила еще в 2014 году. Этот процесс может привести к значительному снижению рентабельности Латвийских морских путей. Чтобы снизить негативный эффект от этой потери и сохранить роль посредника корабельных грузоперевозок Латвия планирует привлечь китайские и казахстанские грузы. 

Глава Латвийской организации портов Карлис Лейшкалис убежден, что переориентация на российские порты является политическим решением. Некоторые российские нефтяные компании подтверждают, что готовы переформатировать грузопоставки, чтобы не «кормить» порты стран, поддержавших европейские санкции против РФ. В то же время Токарев не связывает эти действия с политикой, объясняя их необходимостью загрузки собственных портов. Решение «Транснефти» ударит прежде всего по Латвии. Для этой страны потери могут составить около миллиарда евро.

 
Балтийский порт. Нефтяные хранилища.

 «В этом году геополитическая и экономическая ситуация, как и международная конкуренция, особенно неблагоприятны, потому ведется активная работа с партнерами из России и Белоруссии, направленная на сохранение существующих и привлечение новых грузов», — заявила председатель правления «Латвийской железной дороги» Светлана Берг. За девять месяцев 2016 года латвийская железная дорога перевезла на 16,9% меньше грузов, чем в прошлом году. Нефти и нефтепродуктов — на 24,3% меньше. 

Гендиректор Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин оценивает дополнительный доход РЖД в результате переориентации транзитных перевозок не менее чем в восемь миллиардов рублей. Для белорусской стороны поставлять нефтепродукты через российские порты на запад дороже из-за более длинного пути. По словам Иванкина, перевозке грузов через РФ тарифное расстояние на 40% длиннее, на ОАО РЖД приходится 600 км, а на Латвию — 450 км, чтобы нивелировать расстояние приходится опускать тариф.

Корепанов Глеб
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).