«Газпром» запускает «Северный поток». Однако на иных направлениях деятельности в Европе у компании имеются серьезные проблемы — обыски в дочках и конфликт с турецкими властями. Российская сторона полагает, что проблемы начались из-за стремления построить другой поток — Южный.
Газопровод «Северный поток» готов к открытию. «Строительство первой нитки закончено, ведутся пусконаладочные работы и идёт заполнение трубы газом. Сегодня, Владимир Владимирович, я готов Вам назвать точную дату, когда газопровод будет введён в строй: это 8 ноября 2011 года. Как говорили в старые времена, к ноябрьским праздникам», - рассказал глава «Газпрома» Алексей Миллер на встрече с премьер-министром России Владимиром Путиным.
По словам Миллера, вторая нитка построена на 60 процентов — уже проложено 700 километров трубы. «При этом мы сейчас, с вводом первой нитки, запускаем второй, очень важный и ответственный этап экологического мониторинга. Вы знаете, что на первом этапе экологических исследований, на этапе проектирования и строительства газопровода на эти цели было выделено 100 млн евро. Сейчас на первые три года мы определили объём финансирования на постоянный экологический мониторинг в 40 млн евро. В тысячах точек вдоль трубы производятся и будут производиться замеры, и мы будем соблюдать все экологические стандарты, которые нам предписаны», - похвалился глава газовой компании премьеру.
«Северный поток» — магистральный газопровод между Россией и Германией, проходящий по дну Балтийского моря. Объём газа, поставляемый по газопроводу «Северный поток», на который планируется выйти в 2012 году (55 млрд кубометров в год), эквивалентен энергии, вырабатываемой на 14 АЭС и 50 угольных электростанциях.
Экологические претензии были самым серьезным аргументом против реализации проекта и «Газпром» сумел их отбить. Теперь в реализации проекта «Северный поток» сомневаться уже невозможно.
В Германии проверки прошли в компаниях E.On и RWE, а также и «дочке» российской компании - Gazprom Germania. В Австрии была проверена компания OMV, в Чехии – компания Vemex (контрольный пакет принадлежит «Газпрому»), в Литве обыскали Lietuvos Dujos.
В Европе говорят, что проверяли компании на предмет соблюдения законодательства о конкуренции. «Проверки, проведенные во вторник Еврокомиссией в газовых компаниях ряда европейских стран, не были инспирированы плохим настроением компаний или правительств. Еврокомиссия является гарантом соблюдения норм по конкуренции, европейскими или иностранными компаниями. Все компании, которые получают доход в ЕС, должны их соблюдать», - заявила сегодня представитель Еврокомиссии Амелиа Торрес.
В «Газпроме», естественно, всякие обвинения в свой адрес отвергают. ««Газпром» работает на европейских рынках по принципу равных партнёрских отношений со своими клиентами. Наши контрактные обязательства построены и на межправительственных соглашениях, они построены на принципах коммерческой целесообразности и полностью соответствуют условиям рынка. Для нас, конечно же, эти события стали неприятным сюрпризом», - заявил Миллер на встрече с Путиным.
С этим же связывают и внезапное заявление со стороны турецких чиновников, пригрозивших пересмотреть контракты по поставкам газа и требовавших от российской компании снижения его цены.
«Южный поток» — российско-итальяно-французско-немецкий проект газопровода, который пройдёт по дну Чёрного моря из порта Джубга в болгарский порт Варну. Далее его две ветви пройдут через Балканский полуостров в Италию и Австрию. Согласно планам, газопровод должен вступить в строй к 2015 году Пропускная способность нового газопровода изначально планировалась под 30 миллиардов кубометров в год, однако в мае 2009 года обе стороны договорились о её расширении до 63 миллиардов кубов.
Связаны события или нет (скорее, вряд ли имеется прямая связь), но в Европе действительно обеспокоены зависимостью от самого крупного поставщика газа. «Газпром» сегодня поставляет порядка трети потребляемого в Европе газа. Более того, «Газпром» с его партнерами хочет еще и владеть инфраструктурой по доставке газа конечным потребителям. Что вызывает еще большую обеспокоенность европейских чиновников, опасающихся, помимо чисто политических рисков и энергетического шантажа, еще и потерь от завышенных цен.
Так что и проверки в газовых компаниях в Европе наверняка не последние. В принципе, никакого «заговора против России» нет — нормальная практика, когда антимонопольные органы проверяют компании, которые можно заподозрить в ценовом сговоре. Такая простая реальность бизнеса. Резкая реакция России тоже понятна — Москва сильно зависит от нефтегазовых доходов и не может позволить обижать свое главное «национальное достояние».