будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
банкротство туризм
Май 20, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Причина краха туроператоров

Причина краха туроператоров
labirint
Турфирма «Лабиринт». Источник: Фото: votpusk.ru

Внезапное и неожиданное банкротство сразу нескольких туристических фирм было вызвано, как легко догадаться, вполне понятной причиной. Причина эта лежит на поверхности, или, точнее, светится на всех информационных табло, развешанных по городам нашей страны. И можно только удивляться, что руководители турфирм не обратили на нее никакого внимания, и не перестроили свою политику, хотя времени для этого у них было более, чем достаточно. Эта хорошо понятная причина банкротства называется очень просто — девальвация рубля. Именно из-за нее туристические фирмы были вынуждены в этом сезоне поднять цены на туры за границу, и поэтому не смогли набрать нужного количества клиентов. После чего им пришлось зафиксировать убытки и прекратить свою деятельность.

Хотя девальвация послужила основным факторов крушения туристических компаний, тем не менее, надо отметить, что техническая возможность банкротства заложена в самой модели туристического бизнеса. Дело в том, что по существующему порядку туристические фирмы заранее, еще до начала сезона, должны бронировать (выкупать) номера в гостиницах, в которые они отправят своих клиентов, и места в самолетах, на которых клиенты будут доставлены к местам отдыха, а потом вывезены обратно. Естественно, никакая компания не может заранее определить, сколько клиентов к ней придет, поэтому всегда существует риск, что часть номеров в отелях и кресел в самолетах останутся пустующими. И поскольку они оплачены заранее, хотя и по выгодным оптовым ценам, при нехватке нужного количества клиентов компании будут нести убытки.

Эта ситуация отчасти напоминает положение, которое иногда возникает в промышленности, когда какое-нибудь предприятие, закупив сырье впрок, не может его переработать из-за нехватки заказов на готовую продукцию.

Правда, в стабильной ситуации избыток номеров все равно можно пристроить, продавая туры с большими скидками («горящие путевки»), или перепродав забронированные номера и кресла другим туристическим компаниям, у которых, наоборот, избыток клиентов. Тогда компания с маленькой клиентской базой, хоть и не получит прибыли, но зато и не понесет убытков. Но сейчас ситуация оказалась нестабильной, так как сокращение потока туристов коснулось всех компаний, и перепродавать номера в отелях и кресла в самолетах оказалось некому.

Поскольку сезон еще не закончился, трудно понять, насколько снизился общий объем поездок на отдых за границу и, соответственно, количественно определить степень их зависимости от глубины девальвации. Но определить границы, в которых может произойти это сокращение, можно уже сейчас.

Как нам уже неоднократно приходилось писать, расходы российских граждан на поездки за рубеж давно стали самой быстрорастущей статьей платежного баланса. Вместе с ростом количества выезжающих на отдых росли и денежные суммы, израсходованные на иностранных курортах. И этот денежный поток, к сожалению, не компенсировался встречным потоком от туристов, приезжающих в Россию.

Млн. долл.

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 — 1 пг

Расходы российских граждан за границей

21019

26693

32903

42798

53453

23900

Расходы иностранцев в России

9366

8830

11328

10759

11988

5200

Сальдо расходов

-11653

-17863

-21575

-32039

-41465

-18700

Как хорошо видно из этой таблицы, при практически постоянных расходах иностранных туристов, приезжающих в Россию, расходы российских граждан за границей росли бешеным темпом, и за четыре года (с 2010 по 2013 год) увеличились в два раза. И вот этот очень быстрый рост расходов на поездки за границу сыграл не последнюю роль в наступлении валютного кризиса начала 2014 года. Спрос на валюту для оплаты расходов за границей постоянно рос, а предложение валюты, хотя и оставалось очень высоким, все же оставалось на прежнем уровне. Поэтому возник разрыв между спросом и предложением, который и привел к девальвации рубля. А девальвация, в свою очередь, привела у росту цен на товары и услуги иностранного происхождения, и отсекла от них достаточно большое количество покупателей, что и привело, в частности, к финансовым трудностям туристических фирм.

Авиатранспорт

Естественно, в сложившейся ситуации не может не возникнуть вопрос: а можно ли было избежать краха туристических компаний и связанных с ними неприятностей для клиентов?

 

Как можно предположить, негативного развития событий можно было бы избежать, если бы руководители туристических компаний осознали, что спрос на их услуги может не только расти, но и сокращаться — в полной зависимости от соотношения цен на их услуги и доходов их клиентов. Руководители туристических компаний, привыкшие за несколько лет к постоянному росту потока туристов, видимо, не могли себе представить, что этот поток может сократиться. Однако он сократился, так как рост цен на туры из-за девальвации отсек часть спроса.

Разумеется, если бы руководители турфирм уловили эту нехитрую связь между девальвацией рубля, ростом цен на путевки и падением спроса клиентов, то тогда им было бы гораздо легче подготовиться к падению этого спроса. Для этого достаточно было заказывать меньше номеров в отелях и кресел в самолетах, и никакого кризиса на туристическом рынке России не произошло бы. Хотя, конечно, доходы туроператоров все равно бы сократились, но это сокращение не привело бы к краху.

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).