На фоне украинских новостей почти незаметно прошла на прошлой неделе новость о пожаре танкера с российской нефтью, украинской командой и под либерийским флагом в Босфоре. Это произошло буквально через неделю после парафирования, т.е. предварительного согласования меморандума о нефтепроводе Бургас (Болгария) – Александропулис (Греция). Между тем попытка России расширить “горлышко бутылки” (используя термины времен Крымской войны) и пустить нефть в обход Босфора по территории геополитических партнеров России XIX века не менее поучительна и интересна.
На заседании Трехстороннего Рабочего Комитета по проекту строительства нефтепровода Бургас – Александропулис были оглашены следующие цифры: общая протяженность трассы нефтепровода составит около 300 км, пропускная способность на первом этапе – 15 млн. тонн, на втором – 24 млн. тонн, на третьем – 35 млн. тонн в год. Стоимость строительства оценивается примерно в 700 млн. евро (около $900 млн.).
Проблема российского транзита нефти заключается в том, что Турция искусственно сдерживает экспорт российской (и казахской) нефти, ограничивая проход российских танкеров через Босфор. Таким образом Турция стремится подтолкнуть Казахстан к участию в лоббируемом американской администрацией нефтепроводу Баку – Тбилиси – Джейхан.
Нефтяные компании же настаивали на расшивке босфорского потока – прежде всего преуспел в этом ЛУКойл, лоббировавший свой проект Бургас – Александропулис.
Любопытно все-таки проанализировать то, как выстраивается современная российская внешняя политика. При нынешнем положении, отдельные ее сектора отдаются как бы на откуп крупным корпорациям – “Газпром” в этом разделении отвечает за СНГ и восточные проекты, РАО ЕЭС также за СНГ. "ЛУКойл" получил на этой своеобразной ярмарке Ближний Восток и ряд других стран в дальнем зарубежье.
Как нефтяники из "ЛУКойла" договорились с арабистами из МИДа (а значительная часть сотрудников МИДа являются питомцами примаковской дипломатической школы со всеми ее геополитическими предпочтениями) – отдельная история. Но проект Бургас – Александропулис стал проектом не только "ЛУКойла", но и государственным проектом России (глава "ЛУКойла" даже просил президента Путина пролоббировать интересы российской компании на его переговорах с болгарским президентом), а парафированию меморандума предшествовал визит в Болгарию Михаила Фрадкова.
Однако на фоне всего это лоббирования со стороны высших государственных чиновников "ЛУКойл" решал и свои сиюминутные проблемы – приобретал нефтеперерабатывающие предприятия на Балканах. Схожим образом "ЛУКойл", кстати, действовал и в Ираке – добившись лоббирования президентом Путиным на переговорах с главой Временного совета Ирака своего важного геополитического проекта в Курне, договорился о крупных контрактах на поставку бензина для американской армии и в ряде других стран.
Здесь нужно отметить, что неким идолом российской внешней политики и языком, на котором разговаривает значительная часть ее политической элиты, являются геополитические штампы. У "ЛУКойла" таким геополитическим подразделением является его загадочная дочка – “ЛУКойл Оверсиз”, которую некоторые аналитики, близкие к Счетной палате, считают одним из центров прибыли крупнейшей нефтяной компании России.
Если воспринимать проблемы с Босфором как проблемы логистики, то более предпочтителен короткий и экономичный маршрут, проектируемый "Транснефтью" по турецкой территории, Кыйгкей – Ибригхаба. Если проблема Босфора является проблемой политической, а по общему мнению, транспортные возможности Босфора не используются на 100%, то именно МИДу нужно решать дипломатические проблемы прохождения российских танкеров через пролив, апеллируя к международным соглашениям. Если же речь идет о геополитике, то ни МИДовский, ни “транснефтевский” вариант не окажут никакого воздействия на проблемы российского транзита. Реалии Крымской войны на современных Балканах не действуют, и вечные противники – Турция и Греция спокойно договариваются друг с другом, когда речь идет, например, о том, чтобы не пустить российский газ.
Между тем, "ЛУКойл", активно взявшись за проект Бургас – Александропулис и получив активную поддержку государства, похоже, уже решил все свои проблемы на Балканах – расширив свое присутствие в нефтеперерабатывающих активах региона.
Теперь нефтяная компания столь же активно занимается проталкиванием своего проекта Северного транзита (экспорт российской нефти в США и Северную Европу). Между тем экспорт российской нефти в США, как неоднократно указывали эксперты, противоречит и политической линии администрации США, и существующей конфигурации американского нефтяного рынка. Единственное место в Северной Америке, где с нетерпением могут ожидать российскую нефть, это – сеть АЗС компании "ЛУКойл".