Мировой фармацевтический рынок ждут большие перемены. Сроки действия патентов на самые продаваемые препараты у мейджоров истекают. Мировые лидеры фармрынка спешно пытаются занять большую нишу на рынке дженериков. Объединение зарубежных конкурентов невыгодно российскому фармбизнесу.
Индийская Sun Pharmaceutical Industries (входит в число крупнейших индийских фармкомпаний) и американская Merck & Co (четвертая по размеру фармкомпания в мире, создана на основе конфисокванных по итогам Первой мировой войны) объявили о создании, направленного на работу на развивающихся рынках.
«Это совместное предприятие будет сосредоточено на разработке, производстве и коммерциализации инновационных фирменных непатентованных лекарственных средств», заявил глава Sun Дилип Шангви (Dilip Shanghvi).
Глава подразделения по развивающимся рынкам Merck Кевин Али заявил, что по поводу параметров сделки еще ведутся переговоры. Результатов следует ожидать в следующем году. Несмотря на подобную неконкретность о сделке сообщили практически все крупнейшие мировые деловые СМИ.
По той же логике действуют и другие мейджоры рынка. Так, еще в 2005 году Novartis купила две компании — производителей дженериков — немецкую Hexal и американской Eon Labs.
Доля США на рынке — порядка 48 процентов. Лидером по объему продаж в денежном выражении среди корпораций на фармрынке за этот период является компания Pfizer, далее следует Novartis. Далее в пятерке AstraZeneca, Merck & Co. и GlaxoSmithKline.
Не все лекарства, в том числе привычные нам, одинаковы. Помимо оригинальных запатентованных препаратов, имеются также препараты «me-too” и дженерики. В первом случае речь об уникальном продукте, во втором — об уникальном продукте, который очень похож на что-то существующее (но чуть-чуть изменен в медицинских или маркетинговых целях). Дженерики же — своего рода препараты-копии. После истечения срока патента (срок колеблется в зависимости от законодательства той или иной страны) производитель обязан раскрыть формулу препарата. После этого начинается процесс копирования и свободного производства лекарства любыми производителями. Так собственно и работает большинство индийских фармацевтических компаний.
У крупных мировых фармпроизводителей меж тем намечается проблема: в ближайшие годы (2011-2014) истекают сроки патентов на 35 популярных в мире лекарств, общий объем продаж которых превышает 200 миллиардов долларов. В их числе и препарат-бестселлер Merk Singulair.
Согласно оценкам IMS Health, объем продаж дженериковых лекарственных средств на 8 ведущих мировых фармрынках (США, Канада, Франция, Германия, Италия, Испания, Великобритания и Япония) в итогам 2009 году составил 62.6 млрд долларов.
Стратегия партнерства с индусами логична, ведь в ближайшие годы сильно изменится структура мирового потребления лекарств. Развивающиеся страны стремительно наращивают объем потребления лекарств — лидером в прошлом году была Венесуэла, показавшая 30-процентный рост. По прогнозам российских властей, в России в ближайшие годы также планируется серьезный рост потребления лекарств с доведением его до среднеевропейских значений. По данным IMS Health, к 2014 году 17 развивающихся фармрынков приобретут масштабы Европы и Японии вместе взятых. При этом Китай будет рассматриваться как отдельная единица, а к 2016 году займет 2-е место в мире после США.
Российский фармрынок крайне зависим от мирового. И мировые мейджоры пытаются защитить свой бизнес здесь. Осенью 2010 года были приняты поправки в закон «Об обращении лекарственных средств», устанавливающие шестилетнее ограничения на коммерческое использование данных фармакологического исследования без согласия правообладателя. Это было требование США на переговорах по вступлению России в ВТО. Таким образом, российские производители дженериков будут ждать шесть лет, прежде чем истечет патент на оригинальный препарат.
Согласно стратегии развития отрасли до 2020 года Минздравсоцразвития, доля отечественных препаратов на рынке должна к 2020-му году составить 50 процентов, но сейчас она всего 20. Это ожидается еще и при четырехкратном росте объема рынка — с 360 миллиардов до 1,5 трлн в денежном выражении. При этом до 80 процентов всех лекарств, продаваемых в России — дженерики (в США — около 25 процентов). Даже если это излишне оптимистичный прогноз, рост несомненно будет (те же тенденции наблюдаются и иных регионах, особенно, Азиатско-Тихоокенском). Та же индийская Sun планировала развивать бизнес в России. Процессы консолидации на мировом фармацевтическом рынке могут поставить крест на блестящих планах российского правительства не только производить лекарства, но даже разрабатывать их. Российские фармкомпании просто не выдержат конкуренции с мировыми гигантами.