будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 17, 2025
Хозяйство

Проблема с патентами

Проблема с патентами
sunph
Фото: sunpharma.com

Мировой фармацевтический рынок ждут большие перемены. Сроки действия патентов на самые продаваемые препараты у мейджоров истекают. Мировые лидеры фармрынка спешно пытаются занять большую нишу на рынке дженериков. Объединение зарубежных конкурентов невыгодно российскому фармбизнесу.

Индийская Sun Pharmaceutical Industries (входит в число крупнейших индийских фармкомпаний) и американская Merck & Co (четвертая по размеру фармкомпания в мире, создана на основе конфисокванных по итогам Первой мировой войны) объявили о создании, направленного на работу на развивающихся рынках.

«Это совместное предприятие будет сосредоточено на разработке, производстве и коммерциализации инновационных фирменных непатентованных лекарственных средств», заявил глава Sun Дилип Шангви (Dilip Shanghvi).

Глава подразделения по развивающимся рынкам Merck Кевин Али заявил, что по поводу параметров сделки еще ведутся переговоры. Результатов следует ожидать в следующем году. Несмотря на подобную неконкретность о сделке сообщили практически  все крупнейшие мировые деловые СМИ.

По той же логике действуют и другие мейджоры рынка. Так, еще в 2005 году Novartis купила две компании — производителей дженериков — немецкую Hexal и американской Eon Labs.

Общий объем фармрынка с ноября 2009 по октябрь 2010 года составил 509 млрд долларов.

Доля США на рынке — порядка 48 процентов. Лидером по объему продаж в денежном выражении среди корпораций на  фармрынке за этот период является компания Pfizer, далее следует Novartis. Далее в пятерке AstraZeneca, Merck & Co. и GlaxoSmithKline.

Не все лекарства, в том числе привычные нам, одинаковы. Помимо оригинальных запатентованных препаратов, имеются также препараты «me-too” и дженерики. В первом случае речь об уникальном продукте, во втором — об уникальном продукте, который очень похож на что-то существующее (но чуть-чуть изменен в медицинских или маркетинговых целях). Дженерики же — своего рода препараты-копии. После истечения срока патента (срок колеблется в зависимости от законодательства той или иной страны) производитель обязан раскрыть формулу препарата. После этого начинается процесс копирования и свободного производства лекарства любыми производителями. Так собственно и работает большинство индийских фармацевтических компаний.

У крупных мировых фармпроизводителей меж тем намечается проблема: в ближайшие годы (2011-2014) истекают сроки патентов на 35 популярных в мире лекарств, общий объем продаж которых превышает 200 миллиардов долларов. В их числе и препарат-бестселлер Merk Singulair.

В этих условиях вырастет доля рынка именно непатентованных препаратов — дженериков). По прогнозам, объем мирового рынка дженериков к 2015 году достигнет 135–150 млрд долларов.

Согласно оценкам IMS Health, объем продаж дженериковых лекарственных средств на 8 ведущих мировых фармрынках (США, Канада, Франция, Германия, Италия, Испания, Великобритания и Япония) в итогам 2009 году составил 62.6 млрд долларов.

Стратегия партнерства с индусами логична, ведь в ближайшие годы сильно изменится структура мирового потребления лекарств. Развивающиеся страны стремительно наращивают объем потребления лекарств — лидером в прошлом году была Венесуэла, показавшая 30-процентный рост. По прогнозам российских властей, в России в ближайшие годы также планируется серьезный рост потребления лекарств с доведением его до среднеевропейских значений. По данным IMS Health, к 2014 году 17 развивающихся фармрынков приобретут масштабы Европы и Японии вместе взятых. При этом Китай будет рассматриваться как отдельная единица, а к 2016 году займет 2-е место в мире после США.

Российский фармрынок крайне зависим от мирового. И мировые мейджоры пытаются защитить свой бизнес здесь. Осенью 2010 года были приняты поправки в закон «Об обращении лекарственных средств», устанавливающие шестилетнее ограничения на коммерческое использование данных фармакологического исследования без согласия правообладателя. Это было требование США на переговорах по вступлению России в ВТО. Таким образом, российские производители дженериков будут ждать шесть лет, прежде чем истечет патент на оригинальный препарат.

Согласно стратегии развития отрасли до 2020 года Минздравсоцразвития, доля отечественных препаратов на рынке должна к 2020-му году составить 50 процентов, но сейчас она всего 20. Это ожидается еще и при четырехкратном росте объема рынка — с 360 миллиардов до 1,5 трлн в денежном выражении. При этом до 80 процентов всех лекарств, продаваемых в России — дженерики (в США — около 25 процентов). Даже если это излишне оптимистичный прогноз, рост несомненно будет (те же тенденции наблюдаются и иных регионах, особенно, Азиатско-Тихоокенском). Та же индийская Sun планировала развивать бизнес в России. Процессы консолидации на мировом фармацевтическом рынке могут поставить крест на блестящих планах российского правительства не только производить лекарства, но даже разрабатывать их. Российские фармкомпании просто не выдержат конкуренции с мировыми гигантами.

читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).