Как сообщил «Коммерсант-Пермь», руководство Пермского края и Республики Коми приняли решение реанимировать проект строительства железнодорожной магистрали «Белкомур», которая должна связать Архангельск, Сыктывкар, Кудымкар и Пермь. Строительство магистрали было приостановлено в 2002 году из-за нехватки бюджетных средств.
Стоимость проекта оценивается в 50 млрд рублей. На совещании, прошедшем в Перми, было заявлено 2 варианта строительства магистрали. Первый вариант предполагает привлечение к проекту государственных средств — за счет участия «Белкомура» в программе инвестиционного фонда РФ, второй — привлечение к проекту иностранных инвесторов. Власти регионов наиболее приемлемым считают первый вариант. Наконец, по мнению большинства наблюдателей, для успешной реализации проекта необходимо участие ОАО «РЖД». В компании принимать участие в проекте, мягко говоря, не торопятся. Администрация края и раньше пыталась заинтересовать «Белкомуром» железнодорожников, однако не встретила поддержки с их стороны. Власти Республики Коми считают, что такая позиция железнодорожников связана с боязнью снижения загруженности других участков железной дороги на северо-западе России и потерей прибыли.
Сейчас стороны находятся в ожидании приезда в Пермь главы «Российских железных дорог» Владимира Якунина (он намечен на 29-30 августа). Одним из центральных вопросов станет, безусловно, и реализация «Белкомура».
Власти Пермского края считают, что реализация проекта позволила бы сократить издержки по транспортировке к морским портам крупным северным предприятиям (например, калийным предприятиям Прикамья, в частности предприятиям компании «Уралкалий»), а также может дать новый толчок для развития лесозаготовительной отрасли Республики Коми.
Заинтересованность в реализации проекта уже выразили «Северсталь-Групп», «Воркутауголь». Размах проекта впечатляет и федеральные власти – полпред в Приволжском федеральном округе Александр Коновалов распорядился создать в своем аппарате постоянно действующую рабочую группу, которая также будет заниматься вопросами реализации проекта «Белкомур».
Второй вариант предполагает привлечение частных инвестиций. Как сообщил первый замглавы Республики Коми Павел Орда, заинтересованность в инвестировании строительства выразили Международный и Европейский банки реконструкции и развития.
По словам Виктора Вексельберга, посетившего 9 августа Пермь, группа «Ренова» и компания СУАЛ (реализующая в Коми проект по строительству глиноземного завода) также заинтересованы в строительстве «Белкомура». Однако, как считает Вексельберг, на сегодняшний день не определена окончательная позиция главного участника проекта — РЖД, а это тормозит реализацию.
Однако в РЖД проект расценивается как неподготовленный. Оценка проекта неверна, он должен стоить существенно дороже. Кроме того, говорят в компании, дорога не будет загружена, а на повестке дня стоят другие жизненно важные вопросы. Например, строительство третьего пути протяженностью 60 км на участке Курья - Чайковская уже в стадии реализации. Необходимость создания новой линии продиктована интенсивным развитием направления Свердловск – Чепца.
Борьба вокруг проекта разворачивается и в информационной плоскости. Источники, близкие к правительству Пермского края, активно распространялись неделю назад о том, что Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) акцептовал проект строительства железной дороги "Белкомур" и готов выдать кредит на его реализацию под государственные гарантии в размере 30% от общей стоимости. Между тем как в интервью официальному печатному органу «РЖД» - газете «Гудок» - пресс-секретарь ЕБРР Ричард Уоллес якобы заявил, что ничего не слышал о проекте уже несколько лет.
Похоже, лишь ОАО «РЖД» на сегодня не заинтересовано в строительстве железной дороги. Но именно РЖД по силам проект «Белкомур» похоронить. Что несколько удивительно, учитывая, что заявленная компанией миссия – обеспечение потребностей государства (а оно в лице региональных и федеральных властей – инициатор проекта), юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках (крупный бизнес тоже обеими руками за проект). И лишь потом ОАО «РЖД» ставит себе целью извлечение прибыли. Между тем серьезных расчетов и выкладок о том, что проект будет убыточен, компания не обнародовала.