будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 20, 2025
Хозяйство

Проклятый пенсионный вопрос

Проклятый пенсионный вопрос
lenin
Иллюстрация: Сергей Елкин

Проблема растущего дефицита пенсионной системы приводит правительство к непростой дилемме. Надо либо сокращать издержки государства на пенсии, либо повышать налоги. Повышение налогов — удар по экономике. Сокращение издержек чревато массовыми протестами. Велик риск политики «оставить все, как есть».

Что делать с пенсиями? Этот вопрос не дает покоя правительству. Вроде бы понятно: чтобы сохранить доверие такой электорально значимой социальной группы, как пенсионеры, надо ее повышать. Только вот Песионный фонд в России дефицитен, а население стареет. Стало быть дефицит со временем будет возрастать, а даже нынешний уровень пенсий будет требовать больше и больше ресурсов. И самые разные ответственные чиновники и эксперты пытаются придумать приемлемый выход из ситуации. 

В Министерстве финансов, как пишут «Известия», придумали создать индивидуальные счета, куда будущие пенсионеры могли бы добровольно переводить деньги. Эти добровольные накопления будут, соответственно, прибавкой к гарантируемой государством минимальной пенсии. Такая практика существует в США: граждане сами управляют своим пенсионным счетом, по их выбору средства направляются в банк, страховую компанию, персональному брокеру или в паевой фонд. Это позволит получить большую доходность по сравнению с консервативными и супернадежными вложениями ВЭБа (управляет пенсионными накоплениями «молчунов»), которые на сегодня демонстрирует доход ниже инфляции. То есть отрицательный.

ВЭБу и прочим оператором денег накопительной системы законом запрещено вкладываться в бумаги даже со средней надежностью, а высоконадежные вложения большой прибыли не могут принести по определению. Если оператором средств отдельного гражданина станет избавленная от таких ограничений финансовая структура, то доходность может вырасти. Естественно, за счет роста рисков для пенсионных накоплений - но рисков отдельного гражданина, а не всех участников системы сразу.

Для государства массовое внедрение системы добровольных накоплений позволило бы «окончательно решить» злополучный пенсионный вопрос: оно гарантировало бы тот минимум, при котором гражданин не помер бы с голоду, а все остальное он должен накопить самостоятельно. Приблизительно так в Советском Союзе люди откладывали деньги «на похороны». Теперь, если предложения Минфина пройдет в правительстве и парламенте, будут откладывать деньги «на пенсию».

Сомнительно, правда, что инициатива найдет отклик у широких народных масс. Доверие к финансовым институтам у россиян до сих пор относительно невелико, а горизонт планирования «до пенсии» явно не простирается. Даже проводимая Пенсионным фондом кампания по софинансированию пенсий, когда на рубль добровольно внесенных гражданином средств государство добавляло свой, фактически провалилась: в ней приняли участие менее 1,5 процентов жителей страны (порядка 3 процентов трудоспособных). В массовое открытие добровольных персональных счетов в этом контексте слабо верится.

С предложением снять с государства часть пенсионного груза уже выступал первый зампред Центробанка Алексей Улюкаев в программном тексте, вышедшем недавно в «Ведомостях». Улюкаев предлагал и иные меры, скажем, «вернуться к изначальному пониманию межпоколенческой солидарности как прежде всего солидарности внутрисемейной». В переводе на русский это значит, что забота о доходах стариков может быть переложена с плеч государства на плечи детей и внуков конкретного пенсионера. Или: «величина пенсионного пособия должна ориентироваться на прожиточный минимум пенсионера». Вероятно, посчитанный Росстатом, что тоже может дать неплохую экономию для государства.

Иной вариант решения проблемы недавно предложили бывший министр финансов Алексей Кудрин и известный экономист Евсей Гурвич. В статье, вышедшей в журнале «Вопросы экономики», авторы обосновали необходимость увеличения пенсионного возраста тем, что таким образом как раз восстанавливается «межпоколенческая солидарность». То есть — устраняется дисбаланс, когда вышедшее на пенсию поколение платило меньше, чем платит ныне работающее.

У всех рецептов подобного рода есть один большой изъян: их принятие требует политической воли.

С ответственностью правительства в России и без пенсионного вопроса имеются определенные проблемы. А здесь вопрос для политиков суперчувствительный. Наверняка и Владимир Путин, и Дмитрий Медведев, которому в качестве главы правительства придется что-то делать с пенсиями, не забыли многомиллионных протестов пенсионеров по всей стране после монетизации льгот в 2005 году.

Пенсия воспринимается российскими гражданами как долг и непременная обязанность государства перед ними.


Согласно еще советскому представлению, человек всю жизнь работал на страну и теперь она должна обеспечить ему достойную (по крайней мере — не голодную) старость. То, что страна уже другая, и на нее (то есть на государство) непосредственно работает относительное меньшинство людей, никак на этом представлении не отразилось. Люди всерьез считают, что государство «им должно», а любые попытки пересмотреть этот порядок являются нарушением их базовых прав. Это посерьезнее, чем право избирать и быть избиранным, за которое на столичные площади выходили сотни человек, а потому даже любое обсуждение пенсионного вопроса становится для правительства болезненным и высокорисковым.

Ожидания граждан известны — пенсии должны расти, пенсионный возраст не должен увеличиваться.

Именно это им запомнилось (ну тем, кому вообще что-то запомнилось) во всем обширном массиве предвыборных обещаний Владимира Путина. За чей счет? Какая разница, наверно, за счет государства. Соответственно велик риск, что наши первые лица не рискнут идти ни на какие радикальные перемены, стремясь угодить массам. Оставить все, как есть, используя одну за другой паллиативные меры, похоже, вряд ли выйдет. Значит, придется увеличивать налоги. И работающим придется платить больше. Объяснить пенсионерам, что в том вред для национальной экономики не получится: ведь «государство нам должно».


читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).